Дрезденский период.

 

Дрезденский период

 Вид Дрездена.

Каналетто Джованни Антонио

      Дрезденский период в жизни Вагнера - годы напряженнейшего труда в самых разнообразных областях. Не успевали высохнуть чернила на уже законченной партитуре, как он принимался за следующую, одновременно обдумывая планы других сочинений. Здесь с триумфом состоялась премьера оперы "Риенци", о которой Вагнер писал:  “Победа! Победа! О мои добрые, мои верные, дорогие друзья! День настал; для всех вас будет светить он!".

     Во многом благодаря этому успеху молодой музыкант в конце января был назначен на весьма завидный пост капельмейстера Дрезденской Королевской Оперы с годовым окладом жалованья в 1500 талеров. А если вспомнить злоключения Вагнера в Париже, то можно представить, каким подарком судьбы стало для композитора это назначение. Кроме того, он, как королевский капельмейстер, получил возможность подготовить в Дрездене серьезную оперную реформу и сделать первые шаги в области пропаганды нового понимания искусства.

      Вагнер с энтузиазмом решил продолжить художественное и патриотическое дело Вебера, объявив войну деморализующему влиянию французско-итальянской оперы и создав истинно национальную лирическую драму. Его первым шагом на пути к созданию такой драмы стали оперы: “Летучий голландец”, “Тангейзер” и “Лоэнгрин”.

     В то время, когда шли репетиции "Летучего голландца", Вагнер уже сочинял следующую свою оперу - "Тангейзер". Сюжет новой оперы он начал разрабатывать в 1842 г., в следующем году написал текст либретто, партитуру закончил весной 1845 г., а осенью в Дрездене под его управлением состоялась премьера.                             

     Красивая легенда о грешнике, в руках которого, вопреки проклятью римского папы, как знак божьего прощения зацвел посох завладела воображением Вагнера еще в юности. Сказания о Тангейзере возникли в середине XIII в., а Людвиг Тик воскресил их в поэтичной новелле, хорошо знакомой Вагнеру.    

     Музыка оперы отличается ярким чувственным колоритом. В ней много театрально-выигрышных контрастов. Стремясь как можно правдивее показать историческую обстановку, Вагнер много внимания уделил зрелищным эффектам. "Тангейзер" сыграл значительную роль в закреплении музыкального стиля и принципов драматургии Вагнера.

      Другим творческим достижением дрезденского периода стал "Лоэнгрин". Замысел этой оперы возник ещё и 1841 г., но текст либретто был написан лишь по окончании "Тангейзера", в 1845 г. Работа над партитурой велась в 1840-1848 гг., а запланированная в Дрездене в том же году постановка была отложена из-за революционных событий (премьера состоялась в 1850 г. в Веймаре под управлением Листа).

     Как и в "Тангейзере", Вагнер объединил в "Лоэнгрине" сюжеты и образы разных народных легенд, подчеркнув в них то, что ему представлялось близким современности. Очень поэтична музыка оперы. И по тексту "Лоэнгрин" - самое чистое, возвышенное и поэтичное сочинение, что вышло из-под пера Вагнера-либреттиста.

     Творческие планы Вагнера оказались нарушенными революцией в Германии. После поражения Дрезденского восстания, композитор бежал в Швейцарию.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".