Московская консерватория

 

Московская консерватория

 Аренский с учениками Московской консерватории

     Почти сразу после окончания учебы в Санкт-Петербурге, Аренский переехал в Москву, где стал сначала преподавателем, а затем профессором Московской консерватории по классу гармонии, контрапункта и теории композиции. Среди его учеников были такие блестящие в будущем композиторы, как С.В. Рахманинов,

А.Н. Скрябин, Г.Э. Конюс и А.Н. Корещенко.

     Ученики его обожали. В нем было столько искреннего желания пойти навстречу каждому, лишний раз объяснить непонятное и помочь, что такое отношение к педагогу не удивительно.

     «Аренский был человек, блестяще одаренный от природы, — писал А. Гольденвейзер, — обладавший каким-то личным обаянием, которого все любили. В классе Аренского никогда не было нот, и все сонаты Бетховена, которые он разбирал в классе, он играл с любого места наизусть».

     За время работы в московской консерватории Аренский опубликовал теоретические труды («Руководство к практическому изучению гармонии», «1000 задач» к нему и «Руководство к изучению форм инструментальной и вокальной музыки»), принятые учебниками в консерватории. В 1900 г. эти работы были переизданы.

     Сокурсник С. Рахманинова по консерватории М. Пресман вспоминал: «Задачников по гармонии тогда еще не было. Аренскому приходилось тут же, в классе, задачи сочинять. Делал он это очень быстро, легко и шутя. Задачи учащихся проверялись им у рояля с чрезвычайной быстротой, причем не пропускалась ни малейшая ошибка».

 А.С. Аренский

     В московский период жизни (при непосредственном участии таких выдающихся мастеров, как С. И. Танеев и П. И. Чайковский) сформировался творческий портрет Аренского и оформился его стиль. Здесь им написаны Первая (1883 г.) и Вторая (1889 г.) симфонии, в которых проявился яркий лирический талант Аренского; сюиты для фортепьяно и опера «Сон на Волге». Последняя была создана Аренским в 1888 г. на либретто по пьесе А.Н. Островского «Воевода», переданное ему Чайковским.

     Надо сказать, что произведения А.Н. Островского сыграли большую роль в развитии русской культуры второй половины XIX в. На его сюжеты писали оперную и программную симфоническую музыку такие композиторы, как Чайковский, Римский-Корсаков, Гречанинов и другие. А современник и друг Островского, художник-жанрист Федотов под влиянием новых социально-обличительных мотивов и образов, созданных драматургом, написал картины «Разборчивая невеста», «Сватовство майора», «Утро чиновника, получившего первый крест».

     Опера Аренского «Сны на Волге» ставилась на сценах русских театров, а оркестровое вступление к ней нередко исполнялось в концертах (вступление плавно вводит в общую атмосферу оперы, которая наполнена мотивами русских песен).

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".