Баллады для фортепиано

 

Баллады для фортепьяно

 

 Ф. Шопен

    Шопен явился создателем жанра инструментальной баллады, черты которой проникли во многие его сочинения. Баллады Шопена — новое, смелое слово в музыке XIX в. Это обширные пьесы, основанные на сопоставлении ярко контрастных образов, развернутых с подлинно симфонической широтой. От соль-минорной баллады тянутся нити к новым видам музыкального творчества: симфоническим поэмам Листа, оркестровым фантазиям Чайковского.

     Баллада была одним из любимых видов романтической поэзии. К жанру баллады обращались великие немецкие поэты Шиллер и Гете, многие из их произведений положил на музыку Шуберт. Баллады Шуберта — вокальные произведения.

     Шопен первый создал баллады инструментальные. И хотя он не дал своим пьесам разъясняющих литературных заголовков, современники с уверенностью узнавали в них те или иные поэтические образы произведений польского поэта Адама Мицкевича - то народно-сказочные, то легендарно-героические. Сам Шопен в разговоре с Робертом Шуманом подтвердил, что его первая соль-минорная баллада возникла под впечатлением поэмы Мицкевича «Конрад Валленрод», а во второй претворены образы баллады «Свитезянка».                 

     Завораживающе прекрасная музыка сказочно-лирической третьей баллады (ля-бемоль мажор) у многих ассоциировалась со стихотворением Гейне «Лорелея».

     Проста и нежна мелодия народного склада Второй баллады. Можно представить себе и тихую гладь озера Свитезь, воспетого Мицкевичем, и девушку, что гуляет по берегу с молодым охотником:

 

Кто там мелькает в лунном сияньи,

Кто там идет — отзовитесь!

Юноша с девой ходят в молчаньи

Берегом озера Свитезь...

 

     А далее тревожная, бурная музыка. Словно бы налетел сердитый шквал: «Ветер качает темные ивы, бурно вздымаются волны»,— говорится в стихах Мицкевича. И вновь возвращается тихая песня. Но теперь она звучит не так спокойно и безмятежно, как в первый раз. Теперь она рисует не простодушную деревенскую девушку, а свитезянку, девушку, обратившуюся в русалку.

     Не сдержал молодой охотник клятвы верности, потому и увлекла его в пучину подводная чаровница. И снова возвращается музыка бури. Лишь оказавшись в бушующих волнах, узнает юноша в чертах русалки знакомый облик лесной девушки, той, которой он клялся в верности. Свитезянка мстит за измену, увлекая неверного на дно озера...

 




НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".