Ленинградская симфония

 

Ленинградская симфония

 

 

 Первое исполнение Ленинградской симфонии Д Шостаковича 1942 год

     Седьмую симфонию Дмитрия Шостаковича поэт А. Ахматова назвала «Знаменитой Ленинградской». Композитор начал работать над ней в осажденном врагом городе осенью 1941 г. Он писал ее в доме, который едва ли не поминутно сотрясался от взрывов.

     «С болью и гордостью смотрел я на любимый город. А он стоял, опаленный пожарами, закаленный в боях, испытавший глубокие страдания бойца, и был еще более прекрасен в своем суровом величии. Как было не любить этот город, воздвигнутый Петром, не поведать всему миру о его славе, о мужестве его защитников... Моим оружием была музыка», — сказал Шостакович позднее.

      5 марта 1942 г. в Куйбышеве (совр. Самара) состоялась премьера Седьмой симфонии. В зале присутствовали члены Правительства, советские и зарубежные журналисты, писатели А. Толстой, Е. Петров, И. Эренбург. На следующий же день микрофильм партитуры был отправлен за рубеж. Симфония имела большой политический резонанс во всём мире.

     Лондонская газета «Таймс» поместила статью своего корреспондента из Куйбышева: «Это произведение огромной выразительности, в котором обычный нервный и сжатый стиль композитора приобретает более широкий диапазон… Новая симфония была принята с энтузиазмом. Надо надеяться, что она скоро будет исполняться в Англии, так как это произведение очень большого значения».

     Побывавший на премьере Д. Ойстрах записал: «… слушатели и исполнители пережили минуты большого волнения, радости и скорби, великой гордости за наш народ… Огромной гордости за то, что в нашей стране нашелся художник, сумевший в трудные дни с такой убеждающей силой и вдохновением откликнуться на грозные события войны… музыка Шостаковича прозвучала как пророческое утверждение победы над фашизмом, как поэтическое обобщение патриотических чувств народа, его веры в торжество гуманизма и света».

     В конце марта Седьмую симфонию играли уже в Москве. Однако главной целью было доставить партитуру в Ленинград, чтобы исполнить ее в городе, мужеству которого она была посвящена. Вместе с медикаментами и другим ценным грузом партитуру доставил спецсамолет из Куйбышева, прорвавший блокадное кольцо.

     На улицах осажденного Ленинграда появились афиши: "Дирижер Элиасберг собирает оркестрантов". Дело в том, что для исполнения этой симфонии нужен был оркестр не менее чем в сто человек. Но столько в блокадном Ленинграде найти было невозможно.

     И тогда, как пишет Ольга Берггольц, весь Ленинград — его армия, его флот — начали поднимать Седьмую симфонию. Подготовка исполнения напоминала подготовку военной операции — под личным контролем помощника Жданова Алексея Кузнецова.

     По приказу маршала Говорова, командующего Ленинградским фронтом, советская артиллерия в день концерта открыла по немцам упредительный шквальный огонь.

     9 августа 1942 г. на сцену Большого зала филармонии вышли музыканты: в военной форме — Ясиневский, Прессер; защитники из ополчения — Шах, Сафонов, Аркин. Оркестранты едва ли не падали в обморок от голода, на дирижере фрак висел, как на вешалке (за день до этого Элиасберг искал картошку, чтобы накрахмалить белый воротник и манжеты). Под потолком, не взирая на сотрясающиеся от снарядов стены, висели хрустальные люстры.

     Рассказывают, что немцы, услышав через репродукторы звуки ленинградской симфонии, просто опешили — они были абсолютно уверены, что город мертв.

    Драматургия симфонии, основанная на резком образном конфликте темы Родины и темы фашистского нашествия, пронизана страстным пафосом обличения милитаризма.  

    Когда оркестр заиграл финал, зал встал.

 

Ленинградский салют

27 января 1944 года Ленинград салютовал 24 залпами из 324 орудий в честь полной ликвидации вражеской блокады — разгрома  немцев под Ленинградом.

 

 

 Паровоз везёт муку по трамвайным рельсам в блокадном Ленинграде 1942 год

...И снова мир с восторгом слышит

салюта русского раскат.

О, это полной грудью дышит

освобожденный Ленннград!

 

...Мы помним осень, сорок первый,

прозрачный воздух тех ночей,

когда, как плети, часто, мерно

свистели бомбы палачей.

 

Но мы, смиряя страх и плач,

твердили, диким взрывам внемля:

— Ты проиграл войну, палач,

едва вступил на нашу землю!

 

А та зима... Ту зиму каждый

запечатлел в душе навек —

 На улицах блокадного Ленинграда

тот голод, тьму, ту злую жажду

на берегах застывших рек.

 

Кто жертв не предал дорогих

земле голодной ленинградской —

без бранных почестей, нагих,

в одной большой траншее братской?!

 

Но, позабыв, что значит плач,

твердили мы сквозь смерть и муку:

— Ты проиграл войну, палач,

едва занес на город руку!

 

Какой же правдой ныне стало,

какой грозой свершилось то,

что исступленною мечтой,

что бредом гордости казалось!

 

Так пусть же мир сегодня слышит

салюта русского раскат.

Да, это мстит, ликует, дышит!

Победоносный Ленинград!

 

27 января 1944, Ольга Берггольц

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".