Авангард в раннем творчестве Прокофьева. Критики о композиторе

 

Авангард в раннем творчестве Прокофьева. Критики о композиторе

  

 С.С. Прокофьев

   

     О ранних произведениях Сергея Прокофьева его друг, композитор Николай Мясковский писал: «Вот сочинения, от которых веет первобытной силой и свежестью. С каким наслаждением и вместе с тем удивлением наталкиваешься на это яркое и здоровое явление в ворохах современной изнеженности и анемичности!». Этот период в жизни Прокофьева Мясковский назвал «вулканически-пламенным».

     В декабре 1908 г. Прокофьев впервые выступил в публичном концерте. В числе других фортепьянных пьес он сыграл «Наваждение» — произведение с остро диссонирующей гармонией, пружинистой ритмикой, суховатой, дерзкой моторностью — взрывающее тогдашние представления о музыке, но уже с типичными чертами прокофьевского стиля. Критика не заставила себя ждать: «Молодой автор, еще не закончивший своего художественного образования, принадлежал к крайнему направлению модернистов, заходит в своей смелости гораздо дальше современных французов».

     В то время композитор действительно был особенно близок антиромантическим идеям русского авангарда. Накануне революции он встречается в Москве с

М. Горьким, В. Маяковским, поэтами-футуристами Д. Бурлюком и В. Каменским, которые восторженно принимают созвучную времени музыку молодого композитора.

     В ней, так же как и в стихах его современника В.В. Маяковского (с которым его иногда сравнивали), рождались образы юности, силы, борьбы и победы, образы нового мира, шедшего на смену отжившему.

     Маяковский и Прокофьев были знакомы и относились друг к другу с искренней симпатией и большим интересом. Недаром композитор бережно хранил экземпляр поэмы «Война и мир» с надписью: «Председателю земного шара от секции музыки — председатель земного шара от секции поэзии. Прокофьеву — Маяковский».

     Как-то раз молодой Прокофьев играл в «Бродячей собаке» — знаменитом кафе петербургской богемы. Находившийся там в этот вечер молодой Маяковский сидел за одним из столиков и что-то увлеченно рисовал. В конце вечера Прокофьев получил шарж на себя с такой надписью: «Уважаемый Сергей Сергеевич, который играет на самых нежных нервах уважаемого Владимира Владимировича»...

     В 1914 г. Прокофьев начал писать балет «Ала и Лоллий» (на сюжет из скифской мифологии) для знаменитой антрепризы С.П. Дягилева.

     На основе музыки этого балета (который так и не получил сценического воплощения) была создана одноименная симфоническая сюита, первое исполнение которой в Петрограде в начале 1916 г. сопровождалось грандиозным скандалом, подтвердившим репутацию Прокофьева как музыкального «варвара», «скифа», ниспровергателя традиционных устоев. Публика громко выражала свое возмущение «диким произведением». Рецензент «Театрального листка» писал: «Прямо невероятно, чтобы такая, лишенная всякого смысла пьеса могла исполняться на серьезном концерте.... Это какие-то дерзкие, нахальные звуки, ничего не выражающие, кроме бесконечного бахвальства»

     Однако при всех новациях Прокофьев сохранил верность устойчивой тональности, четкой классической форме, а в ритме — организующей роли регулярной пульсации тактового размера, дав в последствии повод к упрекам в консерватизме со стороны убежденных приверженцев авангарда. Парадоксальная структура прокофьевского музыкального мира за «внешностью антиромантика», «бунтаря» скрывает цельную личность, стремившуюся к гармоничному единству современного и традиционного.

     «Я всегда чувствовал потребность самостоятельного мышления и следования своим собственным идеям… Я никогда не хотел что-либо делать только потому, что этого требуют правила… Я не стесняюсь заявить, что, по существу, являюсь учеником своих собственных идей», — как всегда с предельной прямотой говорил он («Musical Observer», октябрь 1918 г.).

     Со временем Прокофьев все сильнее отдалялся от авангарда.




НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".