Прокофьев за границей

 

Прокофьев за границей

 С. С. Прокофьев. Нью-Йорк, 1918 г.

    15 и 17 апреля 1918 г. состоялись первые концерты Прокофьева в Советской России. На них присутствовал Луначарский, первый нарком просвещения, с большой симпатией относившийся к музыке молодого композитора. К нему-то и обратился Прокофьев через Горького и Бенуа с просьбой разрешить поездку за границу.

     Прокофьев получил заграничный паспорт и сопроводительный документ, в котором указывалось, что он едет по делам искусства и для поправки здоровья. Срок поездки не был обозначен. На деле она продлилась чуть меньше, чем двадцать лет.

     «Очаровательные крутые и зеленые горы чередовались с полями, разбитыми на крошечные квадратики и так любовно и тщательно возделанными, что, право, не мешало бы нашим товарищам с их земельным вопросом покататься по Японии!!» (запись от 31 мая 1918 г.).

      После недолго пребывания в Японии, Прокофьев отправился в США, где жил до 1922 г. Затем переехал в Этталь (Баварские Альпы), а в 1923 г. поселился в Париже.

     Среди произведений, написанных в эти годы, комическая опера «Любовь к трем апельсинам» по одноименной пьесе К. Гоцци (1919 г.; поставлена в Чикаго в 1921 г.), пять песен без слов для голоса (или скрипки) и фортепьяно (1920 г.), концерт №3 для фортепьяно с оркестром (1921 г.), соната №5 для фортепьяно (1923 г.). Грандиозным размахом отличается симфония №2 (1924 г.).

     Жизнь Прокофьева вне России не была легкой. Его музыку не всегда принимали, слыша в ней некий «пролетарский налет». Резкие рецензии были направлены и на исполнительскую деятельность композитора.

     Весной 1921 г. Париж открыл для себя Сергея Прокофьева. Газеты так охарактеризовали новую музыку: «Когда дочка динозавра оканчивала консерваторию, то в ее репертуаре был Прокофьев...» «Стальные пальцы, стальные запястья, стальные бицепсы, стальные трицепсы... Это не музыка, а звуковой стальной трест...»

     И несмотря на это, имя композитора стало приобретать немалую известность на Западе. Он общался с С. Рахманиновым, М. Равелем, П. Пикассо, А. Матиссом, Ч. Чаплином, дирижерами Л. Стоковским, С. Кусевицким, А. Тосканини, продолжил сотрудничество с Дягилевым.

     Но постепенно мысль о возвращении стала посещать его все чаще и чаще. «Ехать — не ехать в Россию», пишет он в своем дневнике 31 мая 1929 г.

     После премьеры «Симфонической песни», когда на Прокофьева набросилась критика, Серж Море пытался поддержать друга, на что композитор ответил: «Вы плохой критик. Потому что вы, по-моему, предпочитаете музыкантов музыке. Я скажу вам правду. Я не могу жить в изгнании... Мои земляки и я носим землю с собой; конечно, не всю, а только совсем немного — ровно столько, сколько сначала делает лишь чуть больно, потом все больше, больше и больше, пока не сломит. Я должен вернуться...»

    

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".