Родился Родион Щедрин в Москве 16 декабря 1932 г. в семье профессиональных музыкантов. На развитие творческого потенциала Щедрина большое влияние оказала его семья.
Отец композитора, К.М. Щедрин, был одарен редкими музыкальными способностями – «магнитофонной» памятью (запоминал музыку с одного раза) и абсолютным слухом. Его удивительный талант заметила актриса
В.Н. Пашенная, которая за свой счет отправила мальчика в Москву, где тот окончил консерваторию.
Таким образом, музыкой Щедрин был окружен с самого детства - слышал игру отца на скрипке, а также инструментальное трио в составе отца и его братьев.
В 1941 г. Родион был принят в Центральную музыкальную школу-десятилетку при Московской консерватории. Но началась война, и семья Щедриных уехала в Куйбышев. Туда же был эвакуирован и
Д. Шостакович. В Куйбышеве знаменитый композитор завершил свою легендарную Седьмую симфонию. Юный Родион услышал ее одним из первых, на генеральной репетиции под управлением С. Самосуда.
Когда в 1943 г. появилась возможность вернуться в Москву, Родиона снова отдали в Центральную музыкальную школу. Но над родиной по-прежнему висела фашистская угроза, и мальчик дважды убегал на фронт (второй раз ему даже удалось добраться из Москвы до Кронштадта). После этого родители, чтобы утихомирить сына, определили его в Нахимовское морское училище в Ленинграде.
Однако любовь к музыке в 1944 г. привела Щедрина в Московское хоровое училище Свешникова. Много позднее Родион Константинович вспоминал: «Пение в хоре захватило меня, затронуло какие-то глубинные внутренние струны… И первые мои композиторские опыты (как и опыты моих товарищей) были связаны с хором».
В 1947 г. в Хоровом училище был проведен конкурс композиторских работ. Жюри, которое возглавлял А. Хачатурян, присудило первую премию Р. Щедрину, что стало его первым заметным творческим успехом.
Пребывание в училище давало возможность Щедрину встречаться с крупнейшими музыкантами его времени: Д. Шостаковичем, А. Хачатуряном, Г. Гинзбургом, С. Рихтером,
И. Козловским, Э. Гилельсом, Я. Флиером.
«В училище нашем царило захлебное увлечение музыкой, в том числе фортепианной», — вспоминал Щедрин.
В 1955 г. он окончил Московскую консерваторию по классам композиции
Ю. А. Шапорина и фортепьяно Я.В. Флиэра.
В 1958 г. женился на балерине Майе Михайловне Плисецкой. Впоследствии композитор многие свои балеты («Анна Каренина», «Чайка» и «Дама с собачкой») посвятит именно ей.
В 1965–1969 гг. Р. Щедрин преподавал композицию в Московской консерватории. Среди его учеников — О.Галахов,
Б. Гецелев, болгарин Г. Минчев.
Параллельно музыкант много выступал, как исполнитель собственных сочинений. Опубликовал десятки статей — о Я. Флиере, Ю. Шапорине, О. Мессиане, Л. Бернстайне, А Свешникове, К. Элиасберге, А. Бородине, А. Веберне, И. Стравинском; написал предисловие к роману В. Орлова «Альтист Данилов».
В 1973 г. Щедрина избрали на пост Председателя Союза композиторов Российской Федерации. В этом качестве он проработал до 1990 г.
В 1989 г. от Союза композиторов Родион Щедрин был избран в Верховный совет СССР (вошел в Межрегиональную группу народных депутатов «За перестройку»).
Щедрин участвовал в реабилитации на родине высланных из страны Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской.
С 1991 г. живет в Мюнхене, при этом сохраняет российское гражданство
Музыкальное наследие:
Оперы: «Не только любовь» (1961 г.), «Мертвые души» (1977 г.), «Лолита» (1994 г.), «Очарованный странник» (2002 г.), «Боярыня Морозова»
Балеты: «Конек-Горбунок» (1960 г.), «Кармен-сюита» (1967 г.), «Анна Каренина» (1972 г.), «Чайка» (1979 г.), «Дама с собачкой» (1985 г.),
Произведения для солистов, хора и оркестра: оратория «Ленин в сердце народном» (слова народные, 1969 г.), сатирическая кантата «Бюрократиада» (1963 г.), «Поэтория» (концерт для поэта в сопровождении женского голоса, хора и оркестра, слова А.А. Вознесенского, 1968 г.)
Произведения для симфонического оркестра: 2 симфонии (1958 г., 1965 г.)
произведения для камерного оркестра: Камерная сюита (1961 г.), Музыка для города Кётена (1984 г.), Геометрия звука (1987 г.)
Концерты для оркестра: «Озорные частушки» (1963 г.), «Звоны» (1968 г.), «Автопортрет» (1984 г.), «Стихира на тысячелетие крещения Руси» (1987 г.)
Произведения для фортепиано: 24 прелюдии и фуги, Полифоническая тетрадь, Тетрадь для юношества и др.
|