| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
«Ты лети, мой соловей, Хоть за тридевять земель, Хоть за синие моря, На чужие берега; Побывай во всех странах, в деревнях и в городах: Не найти тебе нигде Горемышнее меня…»
А. Дельвиг. "Русская песня"
В 20-х гг. XIX столетия русский поэт Антон Дельвиг написал стихотворение «Русская пе сня», которое посвятил своему лицейскому другу Александру Пушкину, отбывающему в ссылку на Кавказ. Спустя пять с лишним лет композитор Александр Алябьев, ожидая в тюрьме решения своей дальнейшей судьбы, взял это произведение за основу будущего романса «Соловей», облетевшего в последствии почти весь мир, прославляя имя композитора, чье остальное творчество на долгие годы было забыто и обрело вторую жизнь лишь в середине XX в. |
А.А. Алябьев родился в 4 (15) августа 1787 в Тобольске, где его отец, служил вице-губернатором. В конце 90-х гг. XVIII в. Алябьевы покинули Тобольск и перебрались в Москву. Маленький Саша Алябьев получил прекрасное и разностороннее домашнее образование, с ранних лет приобщился к искусству, и предположительно брал уроки фортепиано у знаменитого Джона Филда (1782–1837 гг.). Окончил свое образование Алябьев в Московском университетском пансионе. Во время Отечественной войны 1812–1814 гг. он вступил добровольцем в гусарский полк. Служил под командованием легендарного поэта-партизана Дениса Давыдова и участвовал в операции по взятию Дрездена. Был ранен и награжден орденами за боевые заслуги, дошел вместе с русским войском до Парижа. В 1823 г. вышел в отставку в звании подполковника, вернулся в Москву, где вскоре приобрел славу певца-тенора и пианиста. Знакомства тех лет оказали большое влияние на развитие творческого потенциала Александра Алябьева. Помимо уже упомянутого Дениса Давыдова, Алябьев был знаком с драматургом А.С. Грибоедовым, актером М.С.Щепкиным, врачом и филологом В.И. Далем, поэтом Н.П. Огаревым, композитором А.Н. Верстовским и другими выдающимися людьми своего времени. В марте 1825 г. Алябьев был арестован по обвинению в убийстве партнера во время карточной игры и, несмотря на недоказанность обвинения, лишен чинов и дворянства, а в начале 1828 г. сослан в Сибирь — в Тобольск. Там он организовал оркестр, устраивал концерты, выступал как пианист. В 1832–1835 гг. жил на Кавказе, где записывал народные песни кавказцев, киргизов, башкир, которые использовал в своем творчестве. Вернулся в Россию в 1835 г., в начале 1840-х годов – в Москву. Умер композитор в Москве 22 февраля (6 марта) 1851 г.
Музыкальное наследие:Наследие Алябьева велико по объему и разносторонне. Центральное место в нем занимает вокальная лирика – более 180 романсов и песен, пять одночастных симфоний, концертные увертюры, танцеваль6ные сюиты, 6 опер, балет, музыка к театральным пьесами водевилям, музыка к драматическим спектаклям, музыка хоровая, для военно-духовых оркестров, для солирующих инструментов .
Оперы : «Лунная ночь или Домовые», «Аммалат-бек»
Оперетты и водевили: «Новая шалость, или Театральное сражение» (в сотрудничестве с Верстовским), «Польский», «Путешествующая танцовщица-актриса, или Три сестры-невесты»
Музыка к театральным пьесам: «Виндзорские кумушки, «Русалка», «Безумная»
Балет : «Волшебный барабан, или Следствие волшебной флейты»
Романсы: « Сижу на береге потока» (Д. Давыдов), «И я выйду ль на крылечко», «Соловей» (А. Дельвиг), «Верность до гроба», «Путешественник» (В. Жуковский), «Нищая» (из Беранже), «Деревенский сторож», «Кабак» (Н. Огарев), « Зимняя дорога», «Два ворона», «Певец», «Черкесская песня», «Я вас любил» (А.С. Пушкин)
А.А. Алябьев — остался в истории музыкальной культуры как основоположник национального лирического романса. Его я ркая фигура многократно запечатлена в воспоминаниях современников и в художественных произведениях, в том числе в романе А.Ф.Писемского « Масоны» .
|
Этапы творческого пути:
|
Произведения автора, представленные в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов: Романсы: |