Кабалевский Д. Б.

 

Кабалевский Дмитрий Борисович

 (1904–1983)

 

 

     «Почему гениальное бесконечно живет? Почему модное быстро исчезает? Чем больше их исполняют, тем скорее доходят «до дна», и они надоедают.

     Повторные слушания нужны тогда, когда дно глубоко и с каждым разом становится глубже наше восприятие. Чем гениальнее музыка, тем глубже дно (практически неисчерпаемо) — поэтому вечно; чем беднее музыка — тем скорее приедается и исчезает (однодневки). ОКЕАН и лужи.

    Боятся океана, а в лужах плещутся охотно — безопасно и весело...»

Д. Кабалевский.

 

 

 

     Дмитрий Кабалевский родился в Петербурге 17 (30) декабря 1904 г. В 1918 г. с семьей переехал в Москву.

     Музыка в семье Кабалевских звучала часто. Отец Дмитрия пел русские и украинские народные песни, аккомпанируя себе на гитаре, а мать играла на фортепьяно и увлекалась театром. Кроме того, либреттист Римского-Корсакова Бельский был сослуживцем Бориса Клавдиевича Кабалевского и часто бывал в его доме.

     Заниматься музыкой Дима стал с восьми лет. Дальнейшее музыкальное образование получил в музыкальном училище имени Скрябина.

     В 1929 г. окончил Московскую консерваторию по классу композиции Н.Я. Мясковского, а годом позже — по классу фортепиано А.Б. Гольденвейзера. Дипломной работой Кабалевского по классу композиции были первый струнный Квартет и первый фортепьянный Концерт.

     С 1932 г. и до конца жизни Кабалевский преподавал композицию в Московской консерватории (среди его учеников М. П. Зив, А. И. Пирумов). Параллельно он много выступал, как пианист, исполняя, в основном, произведения собственного сочинения.

     Кабалевский писал симфонии, фортепьянные концерты, а также песни и музыку к драматическим спектаклям и кинофильмам, разрабатывая современные ему темы и образы. Вершиной этого периода стала опера «Кола Брюньон»  по повести Ромена Роллана.

    В 1940–1946 гг. Дмитрий Кабалевский был главным редактором журнала «Советская музыка».

    В годы Великой Отечественной войны он писал музыку, соответствующую духу времени ( кантата «Родина великая», 1942 г., сюита «Народные мстители» для хора и оркестра, 1942 г., опера «В огне», 1943 г.).

    В 1948 г. имя Кабалевского значилось в списке композиторов, которых обвиняли в «формализме». Однако в опубликованном постановлении того же года " Об опере « Великая дружба »" оно уже исчезло. 

    После 1948 г. Кабалевский, бывший в молодости членом Ассоциации современной музыки, занимал исключительно ретроградные позиции, что заметно по его публицистике тех лет.

    В 1949–1952 гг. Кабалевский руководил сектором музыки Института истории искусств в Москве. А с начала 1950-х гг. — входил в руководящие органы Союза советских композиторов, в частности, с 1962 г. и до конца дней он возглавлял комиссию по эстетическому воспитанию детей и юношества (написал несколько книг по этой теме), был действительным членом Академии педагогических наук СССР (с 1971 г.).

    Наибольшей популярностью пользовались сочинения, написанные Кабалевским для детей и подростков (триада инструментальных концертов, циклы фортепианных пьес и песен и др.).

     Так же Кабалевский известен, как создатель уникальной педагогической программы, в основу которой он положил основные жанры музыки — песню, танец, марш.

     Музыкальные произведения для детского педагогического репертуара композитор начал писать еще будучи студентом училища имени Скрябина. В те годы он занимался с детьми в музыкальной школе и, обнаружив нехватку обучающего материала, решил заполнить пробел самостоятельно.

    Умер композитор в Москве 14 февраля 1983 г.

 

Музыкальное наследие:

Оперы: «Кола Брюньон» («Мастер из Кламси», по Р. Роллану, 1938 г.), «В огне» («Под Москвой», 1943 г.), «Семья Тараса» (по повести «Непокорённые» Б. Горбатова, 1950 г.), «Никита Вершинин» (по повести и пьесе «Бронепоезд 14-69» Bс. Иванова, 1955 г.), «Сестры» (по повести «Встреча с чудом» Лаврова, 1969 г.)

 

Балет: «Золотые колосья» (1940 г., не окончен)

 

Оперетта: Весна поёт (1957 г.)

 

Произведения для симфонического оркестра и хора: «Поэма борьбы» (1930 г.), «Родина великая» (кантата, слова разных поэтов, 1942 г.), «Народные мстители» (сюита, 1942 г.), «Песня утра, весны и мира» (кантата, 1958 г.), «Реквием» (посвящён «Тем, кто погиб в борьбе с фашизмом», слова Р. И. Рождественского, 1962 г.), «О родной земле» (кантата, 1965 г.)

 

Произведения для оркестра: 4 симфонии (cis-moll — 1932 г., c-moll — 1934 г., b-moll — Реквием памяти Ленина для оркестра и хора — 1933 г., c-moll — 1956 г.)


Сюиты

 

Произведения для фортепиано с оркестра

 

Камерно-инструментальные произведения: 2 струнных квартета (1928 г., 1945 г.)

 

Произведения для фортепиано (всего около 150): в том числе 3 сонаты (1928 г., 1947 г., 1948 г.), 24 прелюдии (1945 г.), «Из пионерской жизни» (5 детских пьес, 1931 г.), 30 детских пьес (1938 г.), 24 лёгкие пьесы для детей (1944 г.) и др.

 

Произведения для скрипки и фортепиано

 

Произведения для голоса с фортепиано: 10 сонетов Шекспира (1955 г., перевод С. Я. Маршака), романсы на слова Р. Гамзатова и др.

 

Песни: 7 весёлых песен (слова С. Я. Маршака, 1945), 4 песни-шутки (слова С. Я. Маршака и С. В. Михалкова, 1945 г.), «Четвёрка дружная ребят» (слова С. Я. Маршака), «Про вожатую» (слова О. И. Высоцкой), «Школьные годы» (слова Е. А. Долматовского), «Спокойной ночи» (слова В. И. Викторова), «Часовые стоят» и др.

 

Музыка к драматическим спектаклям (15): «Земля и небо» 6р. Тур (1932 г., МХАТ 2-й), «Мстислав удалой» Прута (1932 г., Центральный театр Красной Армии, Москва), «Весёлый портняжка» (1935 г., Центральный кукольный театр), «Мера за меру» У. Шекспира (1940 г., Театр им. Вахтангова), «Чёртов мост» А. Толстого (1939 г., Московский театр Сатиры), «Школа злословия» Шеридана (1939 г., МХАТ), «Мадам Бовари» (по Г. Флоберу, 1939 г., Московский Камерный театр) и др.

 

Музыка для кино: «Петербургская ночь» (1933 г.), «Аэроград» (1935 г.), «Щорс» (1938 г.), «Антон Иванович сердится» (1941 г.), «Первоклассница» (1946 г., совместно с М. П. Зивом), «Сестры» (1957 г.), «Восемнадцатый год» (1958 г.), «Хмурое утро» (1959 г.) и др.

Этапы творческого пути:

17 (30) декабря 1904 г.

Родился в Петербурге

1918 г.

Переезжает с семьёй в Москву

1925 - 1929 гг.   

Учился в Московской консерватории, дипломные работы - первый струнный Квартет и первый фортепианный Концерт 

1932 - 1980 гг.  

Преподаёт композицию в Московской консерватории

1937 г.

Опера «Кола Брюньон»

С  1939 г.

Профессор Московской консерватории

1940–1946 гг.  

Кабалевский - главный редактор журанала «Советская музыка» 

1942 г. 

Кантата «Родина великая»

1942 г.

Сюита «Народные мстители» для хора и оркестра

1943 г.

Опера «В огне»

1949–1952 гг.  

Руководит сектором музыки Института истории искусств в Москве 

С 1952 г.

Секретарь правления Союза Композиторов СССР

1962 г.

Кабалевский стал председателем комиссии по музыкально-эстетическому воспитанию детей и юношества

1963 г.

Кабалевскому присвоено звание народного артиста СССР

С 1971 г.

Является действительным членом Академии педагогических наук СССР

1974 г.

Герой Социалистического Труда

1983 г.

Д. Кабалевский основал журнал «Музыка в школе» и стал его главным редактором

14 февраля 1983 г.

Скончался в Москве

 

Произведения автора, представленные в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:

   

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".