Шенберг

 

Шенберг Арнольд  (1874–1951)

   

 

"Искусство начинается там, где кончается развлечение"

А. Шенберг

 

     «Вряд ли существует композитор, чьи произведения исполнялись бы так редко и так мало были бы известны, как произведения Арнольда Шенберга. Точно так же нет другого такого композитора, который оказал бы на поколение своих современников столь непреодолимые влияния, после того, как уже все сказано», - сказал композитор Эрнст Кшенек.

    Произведения Арнольда Шенберга черзвычайно трудны в исполнении. В своих концертах он использовал технические возможности инструментов до предела, увеличивая экспрессивность музыки. "Это дьявольски трудно сыграть, но зато какое наслаждение получаешь, когда выучишь!", - высказался о скрипичном концерте композитора один из исполнителей.

                      

    Родился Арнольд Шенберг в сентябре 1874 г. Его отец  - еврей Самуил Шенберг, приехавший в столицу Австрии из Братиславы, имел свой магазин. Мать Паулина Шенберг преподавала игру на фортепьяно.

     Музыкальное образование Арнольд получил  минимальное. В детстве он брал уроки игры на скрипке, а позднее занимался контрапунком с Александром фон Цемлинским (его первым шурином) - остальным теоретическим знаниям и практическим навыкам Шенберг был обязан только себе.

     Когда юноше было пятнадцать, семья лишилась кормильца-отца и оказалась в очень стесненном материальном положении. Будущему композитору рано пришлось познать нужду. Он подрабатывал чем мог: служил в банке, открестрировал оперетты, руководил рабочими хорами. Параллельно Шенберг усердно трудился над своими собственными сочинениями. Наиболее известное произведение раннего периода его творчества - струнный секстет «Просветлённая ночь», написанный в традициях немецкой музыкальной школы XIX в. Это же традиция видна в его произведениях начала XX  в.: поэме «Пеллеас и Мелизанда» (1902–1903 гг.), кантате «Песни Гурре» (1900–1911 гг.), «Первом струнном квартете» (1905 г.)

    В 1898 г. на одном из концертов в Вене были впервые исполнены некоторые музыкальные опусы Шенберга. А с 1903 г. началась педагогическая и теоретическая деятельность Арнольда. Композитор выступал с концертами, давал частные уроки, много сочинял.

    К этому времени его имя уже широко известно, а талант признан такими его выдающимися современниками, как Густав Малер и Рихард Штраус.

    В 1910-х гг. Шенберг коренным образом пересмотрел свою музыкальную эстетику и координально сменил стиль. В этот период на свет появился "Второй струнный квартрет" и  "Пять пьес для оркестра", где Шенберг впервые применил метод темброво-раскрашенной мелодии.

    В первой половине 20-х гг. композитор изобрел новый «метод композиции с 12 соотнесёнными между собой тонами», известный больше, как "докекафония", и испробовал его в своей "Серенаде" (1920-1923 гг.).

    В 1925 г. за теоретическую работу "Учение о гармонии" Шенбергу присвоили звание профессора.

     Композитор жил и работал в Германии вполоть до

1833 г. После прихода к власти нацистов он эмигрировал в США, где преподавал сначала в университете Южной Калифорнии (с 1935 г.), а затем в Калифорнийском университете в Лос-Анжелесе.

   Умер композитор в 1951 г.    

   

Музыкальное наследие:

Симфоническая поэма для оркестра "Пеллеас и Мелизанда" (Pelleas und Melisande), ор. 5; 

Камерная симфония (Kammersymphonie) ор. 9;

Пятнадцать стихотворений из книги Стефана Георге «Книга висячих садов» (Fnfzehn Gedichte aus Stefan George's «Das Buch der hngenden Grten»), ор. 15; Одноактная опера "Счастливая рука" (Die glckliche Hand), ор. 18; Шесть маленьких фортепианных пьес (Sechs kleine Klavierstcke), op. 19

 

"Лунный Пьеро" (Pierrot Lunaire) – двадцать одно стихотворение для чтеца и восьми инструментов, ор. 21

 

Пять фортепианных пьес (Fnf Klavierstcke), ор. 23; Фортепианная сюита, ор. 25; Квинтет для деревянных духовых и валторн, ор. 26; Вариации для оркестра, ор. 31

 

Музыкальное сопровождение к киносцене (Begleitungsmusik zu einer Lichtspielszene), ор. 34; ор. 34; Ода Наполеону (Ode to Napoleon Buonaparte) для чтеца, струнного квартета и фортепиано, ор. 41; Концерт для фортепиано с оркестром, ор. 42; четыре струнных квартета, ор. 7, 10, 30, 37. 

Этапы творческого пути:

13 сентября  1874 г.

Родился Арнольд Шенберг 

1899 г.

Струнный секстет «Просветлённая ночь»

1902 – 1903 гг.

Поэма «Пеллеас и Мелизанда»

1900 – 1911 гг.

Кантата «Песни Гурре»

С 1904 г. Частным образом преподает гармонию, контрапункт и композицию

1905 г.

"Первый струнный квартет"

1906 г.

"Первая камерная симфония"

1907 – 1908 гг.

"Второй струнный квартет"

1910 г.

Теоретический труд «Учение о Гармонии»

1911 - 1915 гг. Живет в Берлине
В 1925 г. Профессор композиции в Прусской академии искусств
1933 г. Эмиграция в США
С 1935 г. Преподавал в университете Южной Калифорнии
С 1936 г. Преподаватель Калифорнийского университета

13 июля 1951 г.

Скончался

 

 

  

Произведения автора, представленные в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:

        Лунный Пьеро

                                                 




НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".