Шнитке А. Г.

 

Шнитке Альфред Гарриевич

(1934–1998)

 

 

     «Его нельзя назвать просто композитором, в нашем отечественном искусстве второй половины XX века он олицетворял само Время — именно он повернул всех нас лицом к новой музыке, заставил поверить в нее и все свое творчество отдал свободе духа, которую мы сейчас благодаря ему получили. При этом он как бы принял на себя «грехи» нашего мира и мужественно пронес эту кару практически через всю свою жизнь», — так композитор Виктор Екимовскй говорил о своем современнике и коллеге Альфреде Шнитке.

     Шнитке называют одной из ключевых фигур советского музыкального авангарда. Его музыка, вобрав в себя классические традиции и современную композитору технику, размышляет об основных философских проблемах: о Человеке и Вселенной, о сознании и подсознании, о духовном и бездуховном, об извечной борьбе добра и зла.

 

     Альфред Шнитке родился 24 ноября 1934 г. в городе Энгельсе, стоящем на реке Волга. Его отец — Гарри Шнитке — был выходцем из литовско-еврейской семьи, который в 1926 г. иммигрировал из Германии в Советский Союз. Мать — учительница Мария Фогель — волжская немка католического вероисповедания.

     В 1958 г. Шнитке окончил Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского по классу композиции Е.К. Голубева. В 1960-м г. был принят в Союз композиторов, а в 1961-м г. окончил аспирантуру при консерватории по классу композиции.

     С 1961 по 1972 гг. Шнитке преподавал там же на кафедре инструментовки (инструментовка, чтение партитур, полифония, композиция) , в основном для студентов-музыковедов. Среди наиболее известных его учеников — музыковед Евгения Чигарева. «Когда я впервые вошла к нему в класс,— вспоминала Чигарева,— он мне не понравился: слишком красивый, ухоженный, аккуратно подстриженный и причесанный (даже «височки»!) — просто открыточный красавец. «Разве бывают такие композиторы?» — подумала я (ему было тогда 30 лет, а мне — 25). Само собой разумеется, что после первого же занятия мнение мое изменилось. И потом я неоднократно благодарила Бога, что стала ученицей А. Г. Шнитке, с которым в общей сложности была связана более 30 лет».

     В течение 60-х и в начале 70-х гг. Шнитке написал несколько новаторских научно-теоретических работ (статьи об оркестре Прокофьева, Шостаковича, Стравинского, работы по технике современной композиции).

     В 70-х гг. Шнитке активно пишет музыку для кино. В общей сложности он создал музыку к нескольким десяткам игровых, документальных и мультипликационных фильмов.

     С начала 1990-х гг. постоянно жил и работал в Германии.

     Умер Шнитке в Гамбурге 3 августа 1998 г.

 

Музыкальное наследие:

 

Оперы: «Одиннадцатая заповедь» (1962 г.); «Жизнь с идиотом» (по рассказу В.Ерофеева, 1991 г.)

 

Балет: «Лабиринты» (1971 г.)

 

Сценическая композиция «Жёлтый звук» (по В. Кандинскому, для пантомимы, 9 музыкантов, магнитофонной ленты и цвето-световых проекторов, 1974 г.); «Пер Гюнт» ( по Г. Ибсену, 1987 г.)

 

Произведения для солистов, хора и оркестра: оратория «Нагасаки» (на слова А. Софронова, Г. Фере, Ёнэда Эйсаку, Симэдзику Тосона, 1958 г.), «Реквием» (1975 г.)

 

Произведения для оркестра: 3 симфонии (1972 г., St. Florian, для солистов, камерного хора и оркестра, 1980 г.; 1981 г.)

 

Камерно-инструментальные ансам6ли: сонаты для скрипки и фортепьяно (1963 г., 1968 г.), для виолончели и фортепьяно (1978 г.), Прелюдия памяти Д. Д. Шостаковича для 2 скрипок (1975 г.), Канон памяти И.Ф. Стравинского для струнного квартета (1971 г.), Серенада для 5 музыкантов (1968 г.), фортепьяно квинтет (1976 г.), Диалог для виолончели и камерного ансамбля (1965 г.)

 

Произведения для фортепьяно: Прелюдия и фуга (1963 г.), Импровизация и фуга (1965 г.), Вариации на один аккорд (1966 г.), Посвящение Стравинскому, Прокофьеву и Шостаковичу для фортепьяно в 6 рук (1978 г.)

 

Произведения для голоса и инструментов: Три стихотворения Марины Цветаевой для меццо-сопрано и фортепьяно (1965 г.), Три мадригала для сопрано, вибрафона, клавесина, скр., альта и контрабаса (на слова Ф. Танцера, 1980 г.), Три сцены для голоса и ударных (1980 г.)

 

Электронная музыка «Поток» (1969 г.)

 

Музыка к спектаклям драматического театра и кинофильмам. Спектакли: «Утиная охота» (МХАТ, 1978 г.), «Доктор Живаго» (Театр на Таганке, 1993 г.) и др.

Кинофильмы: « Вступление» (1962 г.) , « Вызываем огонь на себя» (1964 г.) , « Похождения зубного врача» (1965 г.) , « Комиссар» (1967 г.) , « Белорусский вокзал» (1970 г.) , « Ты и я» (1971 г.) , « Агония» (1974 г.) , « Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (1976 г.) , « Восхождение» (1976 г.) , « Отец Сергий» (1978 г.) , « Экипаж» (1979 г.) , « Фантазии Фарятьева» (1979 г.) , « Шаг» (1988 г.) , « А это случилось в Виши» (1989 г.) , « В мире басен» (1996 г.)

 

Этапы творческого пути:

24 ноября 1934 г.

Родился в г. Энгельсе

1958 г.

О кончил Московскую государственную консерваторию

1960 г.

П ринят в Союз композиторов

1961 г.

О кончил аспирантуру при консерватории

1961 - 1972 гг.

Преподёт в консерватории на кафедре инструментовки

1966 г.

Написан Второй скрипичный концерт, в котором уже ясно видны стилистические особенности зрелого Шнитке.

1972 г.

Написал Первую симфонию (впервые в советской музыке в одном произведении была показана необъятная панорама музыки всех стилей, жанров и направлений: музыка классическая, авангардная, древние хоралы, бытовые вальсы, польки, марши, песни, гитарные наигрыши, джаз)

1975 г.

Создал лирико-трагический Реквием, части которого были использованы в музыке к пьесе

Ф. Шиллера «Дон Карлос»

1983 г .

Кантата «История доктора Иоганна Фауста»

1986 г.

А. Шнитке   присуждена Государственная премия РСФСР

1990 г.

Переезжает в Германию

3 августа 1998 г.

Скончался в Гамбурге

 

 

Произведения автора, представленные в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:

       Кончерто гроссо N 1

 

      Кончерто гроссо N 2

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

  

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".