Балакирев родился 21 декабря (2 января) 1837 г. в Нижнем Новгороде, в семье чиновника соляного правления Алексея Константиновича Балакирева и его жены Елизаветы Ивановны (урожденной Ящеровой).
Музыкальное образование Балакирева проходило стихийно. Огромное значение для формирования художественных вкусов будущего композитора имело его знакомство с народной песней, которая звучала у волжских пристаней и на улицах родного Нижнего Новгорода.
Первые уроки игры на фортепьяно ему дала мать. А, когда Милию исполнилось десять, она же привезла его в Москву, где он последовательно учился у известного пианиста А.Н. Дюбюка и Карла Эйзериха.
Осенью 1853 г. Балакирев стал вольнослушателем физико-математического факультета Казанского университета, однако уже через два года он оставил учебу и переехал в Петербург. Там в 1855 г. произошла его знаменательная встреча с М.И. Глинкой.
Тогда же Балакирев успешно дебютировал в столице как композитор и пианист. В 60-х гг. он организовал музыкальный кружок, известный под названием «Могучая кучка» или «балакиревский кружок».
А в 1862 г. вместе с дирижером
Г.Я. Ломакиным основал в Петербурге Бесплатную музыкальную школу и стал ее руководителем (1868–1873 гг., 1881–1908 гг.).
В 1883-1894 гг. Балакирев был главным дирижером Русского Музыкального общества и директором Придворной певческой капеллы.
Считая себя преемником музыкальных традиций М.И. Глинки, М. Балакирев активно занимался пропагандой его творчества и стал инициатором установки памятника композитору в Петербурге.
Умер Балакирев 16 мая 1910 г. в Санкт-Петербурге.
Музыкальное наследие:
Произведения для хора с оркестром: кантата памяти Глинки
Произведения для оркестра: 2 симфонии, увертюра на тему испанского марша, Увертюра на темы трёх русских песен, симфоническая поэма «Тамара», музыка к трагедии Шекспира «Король Лир»
Произведения для фортепиано с оркестром: Большая фантазия на русские национальные напевы,
Произведения для фортепиано в 2 руки: фантазия Исламей, 3 скерцо, 7 мазурок, 3 ноктюрна, 7 вальсов,
Сочинения на темы других композиторов: воспоминание об опере «Жизнь за царя» М. Глинки. Фантазия, Испанская серенада на темы, записанные Глинкой
Транскрипции и переложения для фортепиано в 2 руки: Глинка (Жаворонок, Арагонская хота. Камаринская, Не говори), П. Запольский (Грёзы), А. С. Танеев (2 вальса-каприса)
Для голоса с фортепиано: 20 романсов (1857-1865 гг.), 10 романсов (1895-1896 гг.), романсы (1903-1904 гг.), 3 забытых романса («Ты пленительной неги полна», «Звено», «Испанская песня»), Два посмертных романса («Заря», «Утёс»)
Балакирев внес существенный вклад в русскую фортепьянную музыку. В его ярко национальном творчестве нашли отражение народные образы, картины русской жизни. Балакирев широко использовал фольклор, как русский («Увертюра на темы трёх русских песен», симфоническая поэма «Русь»), так и других народов («Испанская увертюра», симфоническая поэма «В Чехии»). Ему был свойствен также интерес к теме Востока (симфоническая поэма «Тамара», фантазия для фортепьяно «Исламей»), традиционный для русских композиторов. Произведения Балакирева вошли в русскую музыкальную классику XIX в. Его творчество оказало большое влияние на развитие русской музыки.
|