| |||||||||
|
| ||||||||
Фольклорные мотивы в творчестве Бартока
Важный этап в творчестве Белы Бартока наступил в 1905–1906 гг., когда он вместе с другим композитором и музыкально-общественным деятелем Золтаном Кодаем приступил к изучению венгерского фольклора. Вооружившись записной книжкой и фонографом с восковыми валиками, Барток и Кодай стремились определить и описать круг произведений, исполняемых народными музыкантами. Собранный материал они использовали в своем творчестве. «Я начал исследования, исходя из чисто музыкальной точки зрения, — писал Барток в своей автобиографии. — Изучение крестьянской музыки имело для меня столь большое значение потому, что указало на возможность полного освобождения от господствовавшего до настоящего времени единовластия системы “мажор” и “минор”».
Известные напевы, которые использовали композиторы XIX в., Барток считал «профессиональными песнями в народном духе», т.е. мелодиями, порождёнными сознанием городского человека. Поэтому критерий отбора певцов и записи песен подлинного «старого стиля» (музыкальный стиль, который существовал с тех пор, как венгры жили в Азии) был строгим: исследователи прослушивали только пожилых женщин, никогда не выезжавших дальше 60-70 км от родного дома. Барток и Кодай надеялись, что соберут только те народные песни и наигрыши, которых не коснулось «загрязняющее» влияние городской культуры и других европейских народов. «Народные мелодии, все без исключения являют собой образцы наивысшего художественного совершенства. Я считаю их в области малых форм такими же шедеврами, как фуга Баха или соната Моцарта в области больших форм. Эти мелодии являются классическим примером того, как можно доходчиво, ярко и сжато, избегая всего лишнего, выразить музыкальную мысль....». Барток и Кодай записали и расшифровали народную музыку Венгрии и соседних стран, используя впоследствии ритмы и интонации этой музыки в собственных произведениях. Музыканты увидели в народной музыке средство воплощения истории в музыкальном, культурном, национальном и политическом аспектах. Элементы архаического песенного фольклора с остродинамичными современными средствами выражения можно увидеть в таких произведениях Бартока, как пьесы для фортепьяно, «Багатели», 1908 г.; «Бурлески», 1911 г.; «Варварское аллегро», 1911 г.; «Портреты» для оркестра, 1908 г.; 2 струнных квартета — 1908 г. и 1915–17 гг. «Здесь крестьянская мелодия играет исключительно роль запева, — писал композитор, — важным является то, что находится рядом с ней и под нею... Важно, чтобы музыкальные одеяния, в которые мы облачаем мелодию, всегда можно было вывести из самой мелодии и ее отдельных характерных черт — явных или скрытых; нужно, чтобы мелодия и все, что мы к ней добавляем, производили впечатление неразрывного единства». Но не только венгерская музыка привлекала внимание Бартока. Так же он занимался изучением румынской, словацкой, украинской, арабской, сербской, турецкой музыки. К концу жизни композитора его фольклорная коллекция насчитывала более 6000 образцов.
| |||||||||
| |||||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |