«Не ручьём, а морем надо бы его назвать!» — сказал Людвиг ван Бетховен, намекая на фамилию великого немецкого композитора. Дело в том, что «Бах» в переводе означает «ручей».
Иоганн Себастьян родился 21 марта 1685 г. в маленьком тюрингском городке в Германии — здесь его отец Иоганн Амброзиус служил городским музыкантом, а дядя Иоганн Кристоф — органистом.
Надо сказать, что все Бахи были музыкантами. Кроме, пожалуй, «основателя» династии — булочника Фейта Баха, жившего в XVI в. Однако предание гласит, что и тот прекрасно играл на каком-то струнном инструменте, напоминающем гитару, и очень любил музыку.
Отец, дядя, дед, прадед, братья, все многочисленные сыновья, внук и правнук Иоганна Себастьяна Баха были кто органистом, кто церковным кантором, кто капельмейстером или концертмейстером в разных городах Германии. Из рода Бахов выходили так же флейтисты, трубачи и скрипачи. Говорят даже, что, в конце концов, каждого музыканта в Германии стали называть Бахом и каждого Баха — музыкантом.
Первым учителем музыки будущего композитора был его отец — он обучал Иоганн Себастьяна игре на скрипке. Кроме того, мальчик, обладая превосходным сопрано, пел в церковном хоре.
В девять лет Бах лишился отца (мать умерла еще раньше), и мальчик переселился к своему старшему брату Иоганну Христофу Баху, бывшему органистом в Ордруфе. Там он стал посещать лицей и брать уроки фортепианной игры у своего брата.
На 15-м году жизни Бах с помощью ордруфского кантора Герда (своего школьного учителя) получил возможность продолжить образование в школе при церкви св. Михаила в Люнебурге в северной Германии, куда вскоре благополучно переехал. Так началась самостоятельня жизнь Баха - жизнь, полная скитаний, борьбы с нуждой, но, главное, жизнь, полная музыки.
Проживая в Люнебурге, Бах не раз бывал в Гамбурге, Любеке и Целле, где в то время находились лучшие исполнители органной и оркестровой игры, оперного и концертного пения. Так, Бах часто ездил в Гамбург послушать игру Иоганна Адама Рейнкена, крупнейшего представителя северогерманской органной школы.
В Люнебурге юный Бах увидел лучшие образцы хоровой литературы, познакомился с известным мастером органного искусства Георгом Бёмом (чье влияние будет заметно в ранних органных композициях Баха), получил представление о новой французской музыке.
В 1702 г. молодой музыкант окончил гимназию, но из-за финансовых трудностей не смог продолжить обучение в университете. Вместо этого он отправился в Веймар, где получил должность придворного музыканта. Однако задержался он там ненадолго — уже в 1703 г. Бах служил органистом в Арнштадте, в 1707 г. — органистом в Мюльгаузене, в 1708 г. — придворным органистом в Веймаре, а с 1714 г. и концертмейстером.
За это время он с целью усовершенствования игры на органе побывал в Любек у известного органиста Дитриха Бутстегуде.
Среди современников Бах был лучшим исполнителем органной и клавирной музыки. Он не получил признания при жизни как композитор, но считался непревзойденным в мастерстве импровизации за органом.
Говорили, что Иоганн Себастьян любил, переодевшись школьным учителем, появиться в какой-нибудь захолустной церкви. Там он просил у церковного органиста разрешения сыграть на органе, а, получив его, садился за инструмент и... Присутствовавшие в церкви бывали настолько поражены великолепием и мощью его игры, что некоторые, полагая, что обыкновенный человек не может играть так прекрасно, в испуге убегали... Они были уверены, что к ним в церковь заглянул не кто иной, как переодетый дьявол.
С Веймара начался новый этап творческого пути Баха. Здесь он вплотную занялся сочинительством и написал свои лучшие органные сочинения (Токката и фуга ре минор, Пассакалия до минор и др.).
В 1717 г. Бах был назначен князем Леопольдом Ангальт Кётенским капельмейстером. Здесь за отсутствием органа, Бах писал, главным образом, клавирную и оркестровую музыку. В Кётене были созданы двухголосные и трехголосные инвенции, а также завершены 24 прелюдии и фуги, составившие первый том большого труда под названием «Хорошо темперированный клавир». В этот же период была написана и «Хроматическая фантазия и фуга» ре минор.
В 1726 г. Бах переехал в Лейпциг, где стал «директором» музыки и кантором (руководителем хора) певческой школы при церкви Св. Фомы. В этом городе великий композитор и органист прожил до самой смерти.
В конце жизни И.С. Бах говорил: "Вся моя музыка принадлежит Богу, и все мои способности Ему предназначены".
Иоганн Себастьян Бах умер 28 июля 1750 г.
Сыновья Баха — Вильгельм Фридеман, Филипп Эммануил, Иоганн Христиан — оказались талантливыми музыкантами и еще при жизни отца стали известными композиторами.
|
И.С. Бах и сыновья |
Музыкальное наследие:
Вокально-инструментальные произведения: Высокая месса (около 1747–1849 гг.; 1-я редакция 1733 г.) , «Страсти по Матфею» (1727 или 1729 гг.; окончательная редакция 1736 г.) , «Страсти по Иоанну» (1724 г.) , Светские и духовные кантаты, Оркестровые произведения, 4 увертюры (сюиты), 6 «Бранденбургских концертов» (1711–1720 гг.)
Концерты для солирующих инструментов с оркестром: 7 концертов для клавира с оркестром, 3 концерта для двух, 2 — для трёх клавиров с оркестром, 3 концерта для скрипки с оркестром, концерт для двух скрипок с оркестром
Произведения для смычковых инструментов: 6 сонат и партит для скрипки соло, 7 сонат для скрипки и клавира, 6 сюит (сонат) для виолончели соло
Органные произведения: Хоральные прелюдии, пассакалья до минор, прелюдии и фуги, фантазии и токкаты, клавирные произведения, сборник «Маленькие прелюдии и фуги», 15 двухголосных инвенций и 15 симфоний (трёхголосных инвенций)
Произведения для клавира: 6 «Французских» и 6 «Английских сюит» 6 партит, «Итальянский концерт» для клавира соло (1734 г.), «Хроматическая фантазия и фуга»
Сочинения без указания исполнительского состава: Музыкальное приношение (1747 г.), Искусство фуги (1740–1750 гг.) и др.
|
Этапы творческого пути:
21 марта 1685 г. |
Родился в Эйзенахе |
1693 г. |
Поступает в церковную школу |
1695 - 1700 гг. |
После смерти обоих родителей Бах переезжает в Ордфур к брату |
1700 –1702 гг. |
Учеба в школе при церкви Св. Михаила (Люнебург) |
1703 –1707 гг. |
Служит церковным органистом в Арнштадте |
1707 г. |
Работает органистом в церкви Св. Власия в Мюльхаузене |
1708 г. |
Начинается Веймарский период жизни Баха, который принято так же считать началом его творческого пути. Здесь он пишет пьесы для органа и клавесина |
1717 –1723 гг. |
Служит придворным капельмейстером при дворе князя Леопольда Ангальт-Кетенского (Кетен) |
1723 –1750 гг. |
Лейпцигский период. Здесь были написаны «Страсти по Матфею», «Страсти по Иоанну», «Высокую мессу», «Величальную ораторию», мессу си минор, «Рождественскую ораторию» |
28 июля 1750 г. |
Скончался в Лейпциге | |