| |||||||||
|
| ||||||||
Балеты. "Деревянный принц", "Чудесный мандарин"Автором либретто к балету «Деревянный принц», который был написан в 1916 г., стал драматург Бела Балаш - либреттист оперы Бартока "Замок герцога Синяя Борода". Композитор сблизился с Балашем на встречах творческого объединения передовых венгерских художников, которое по числу его участников называлось «Восьмеркой». В дни вернисажей Барток демонстрировал там свои произведения, а Бела Балаш выступал с пояснительным словом. С "Восьмеркой" Бартока и Балаша роднило одно - любовь к родной стране. И в творчестве живописцев, и в устных рассказах Балаша, и в музыке Бартока одинаково отчетливо звучал взволнованный сказ о Венгрии. В совместном творчестве Бартока и Балаша — балете «Деревянный принц» — использованы мотивы народной сказки.
ДЕРЕВЯННЫЙ ПРИНЦ Краткое содержание
...Принц увидел Принцессу и в то же мгновение полюбил ее. А она его даже не заметила и ушла в свой крохотный замок, стоящий на зеленом холме. Принц бросился за ней, но Фея заворожила лес, и он загородил дорогу. Чтоб привлечь внимание Принцессы, Принц снял свой великолепный плащ, набросил на жезл, состриг свои золотые кудри, прикрепил их к короне, а после поднял над головой жезл с короной, локонами и плащом. Принцесса оживилась, ей понравилась эта кукла. Не обращая внимания на Принца, некрасивого, остриженного, она схватила куклу и принялась с ней танцевать. Принц загрустил. А когда Принцесса с куклой умчалась в танце, из леса вышла Фея. Взмахнув волшебной палочкой, она повелела Природе соткать для Принца плащ из цветов, из тончайших шелковинок сделать кудри. А кукла надоела Принцессе, она ее бросила, и кукла развалилась. Принцессе снова стало скучно. Она побежала вниз, увидела преображенного Принца и влюбилась в него. Но он, помня обиду и боль, не пожелал даже взглянуть на нее. Не помогли и слезы принцессы. Тогда она состригла свои золотые, длинные до земли волосы и сразу стала очень некрасивой. Принц взглянул па нее, пожалел, подошел к ней, плачущей, несчастной, обнял ее и поцеловал. Принцесса и Принц в то же мгновение стали такими, какими были раньше. Они протянули руки друг другу и прожили длинную-длинную счастливую жизнь...
Балет «Деревянный принц» впервые был поставлен в 1917 г. в Будапеште и до сих пор входит в репертуар многих театров мира.
Второй свой балет — «Чудесный мандарин» Барток написал в 1918–1919 гг. На этом произведение лежит тень экспрессионистского искусства. Барток говорил, что в мире, в котором возможны войны, где уничтожены нормальные человеческие чувства, мораль, культура, даже любовь приобретает характер, приближающий ее к пляске смерти.
ЧУДЕСНЫЙ МАНДАРИН Краткое содержание
Действие балета происходит на дне большого города. Красивая молодая девушка — приманка в руках трех бродяг. Один за другим в ее комнате оказываются кавалеры. Но ни один не устраивает притаившихся за ширмой бродя. ...Тут на улице появляется странная фигура человека в необычном одеянии, на котором сверкают драгоценности. Это Мандарин. Он так пугающе необычен, что девушка отшатывается от окна. Поздно! Он ее увидел. Слышны тяжелые шаги по лестнице. Входит Мандарин. Его лицо — каменно неподвижная маска, на которой сверкают раскосые глаза, следящие за каждым движением девушки. Она отбегает в другой угол комнаты. Мандарин следует за ней. Девушка танцует. Мандарин бросается к ней, они борются. Тогда из засады появляются трое и настигают свою жертву... В Мандарине еле теплится жизнь. Девушкой овладевает странное чувство человеческой нежности к умирающему. Она опускается на пол, обнимает Мандарина и, убаюкивая, провожает в последний путь...
Известный немецкий искусствовед Эберхард Реблинг писал: «Барток был фанатическим искателем правды. Он выступал с предельной решительностью против несправедливости, лицемерия и бесчеловечности... Роднит оба балета Бартока торжество истинной человеческой любви над внешним блеском, над злом, над всем, враждебным жизни».
| |||||||||
| |||||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |