Один из виднейших представителей экспрессионизма в музыке Альбан Берг родился в 1885 г. в Вене.
С 1904 г. он вместе с Антоном Веберном частным образом изучал композицию под руководством композитора, теоретика и педагога А. Шёнберга, который оказал значительное влияние на формирование творческих принципов Берга.
Мировоззрение композитора сложилось в атмосфере экспрессионистского мирочувствия. В кругу его единомышленников боготворили Малера, Чайковского, Гофмансталя, Стефана Георге, читали французских поэтов-символистов и углублялись в Достоевского. С именем последнего связан один занимательный эпизод из жизни Берга.
Когда Густав Малер, приглашенный, как официальное лицо и авторитетный мастер, проэкзаменовать учеников Шенберга по гармонии и контрапункту, ознакомился с их работами по полифонии, он вдруг стал выспрашивать молодых композиторов о романе «Братья Карамазовы». Оказалось, что Берг этого романа еще не прочел. «Шенберг — воскликнул Малер — почему ваши люди не читают Достоевского? Это важнее, чем контрапункт».
В 1924-м г. Берг напишет Камерный концерт, посвященный 50-летию своего учителя и друга А. Шенберга. Это первое сочинение Берга в двенадцатитоновой технике, изобретенной Шенбергом в 1922-м г.
Первые же произведения Берга были написаны еще в 1900-х гг. А первым опубликованным опусом стала одночастная Соната для фортепиано (1908 г.).
Ранние песни Берга стилистически близки вокальной музыке Малера и всей позднее романтической традиции. Отголоски романтических символов и смыслов проглядывают во всех поздних сочинениях Альбана Берга.
В начале Первой мировой войны, в 1914 г., Берга призвали в армию, где он служил до 1917 г. По возвращении композитор принимал участие в работе Общества частных исполнителей, писал теоретические статьи и приобрёл известность как педагог.
Славу композитора принесла Бергу опера «Воццек» (по пьесе Г. Бюхнера, соч. 1917–1922), в которой отразились впечатления военных лет.
Среди других наиболее значительных произведений Берга: лирическая сюита для смычкового квартета (1925–1926 гг.), концерт для скрипки и оркестра (1935 г.). Опера «Лулу» (по пьесам Ф. Ведекинда «Дух земли» и «Ящик Пандоры») не была завершена Бергом (пост. 1937 г.).
Умер А. Берг в 1935 г.
Музыкальное наследие:
Оперы: «Воццек» (1917–1921 гг.), «Лулу» (по пьесам Ф. Ведекинда «Дух земли» и «Ящик Пандоры») не была завершена Б. (пост. 1937 г.).
Камерный концерт (1923–1925 гг.)
Лирическая сюита для смычкового квартета (1925–1926 гг.)
Концерт для скрипки и оркестра (1935 г.).
Концертная ария «Вино» для голоса с оркестром (на стихи Шарля Бодлера в переводе Стефана Георге)
Соната для фортепиано |