Барток

 

Барток Бела (1881–1945)

 

      В 1911 г., в Будапеште за два года до написания «Весны священной» И. Стравинского, за три года до создания «Скифской сюиты» С. Прокофьева было исполнено произведение, чье шокирующее воздействие на публику сопоставимо с реакцией слушателей на упомянутые сочинения русских композиторов. Угловатые мелодии, грубость, грохот, напор, сносящий все на своем пути, а, в первую очередь, традиционные представления о музыкальном звучании, вызвали яростный протест одной части аудитории и необъяснимый восторг другой. Имя автора до той поры известное лишь в ряду прочих, привлекло к себе пристальное внимании музыкальной общественности.

     Речь идет о небольшой фортепианной пьесе с символическим названием «Варварское аллегро», написанное двадцатилетним венгерским композитором Белой Бартоком.

     «К музыке этого рода, — сказал композитор, — мы подсознательно стремились, утомленные любовью к растянутости и болтливости романтизма».

  

 

     Бела Барток родился 25 марта 1881 г. в Надьсентмиклоше (ныне Сынниколаул-Маре, Румыния), в семье директора сельскохозяйственного училища и учительницы. Помимо своей основной деятельности его отец - музыкант-любитель - играл в местном оркестре.

     Заниматься музыкой Бела начал в раннем детстве под чутким и мудрым руководством своей матери. Позднее он учился композиции у сына знаменитого оперного композитора Ференца Эркеля — Ласло Эркеля.

     В 1899 г. Барток поступил в Будапештскую музыкальную академию им. Листа. Здесь его педагогами стали Янош Кесслер (композиция) и ученик Листа Иштван Томан (фортепьяно).

     Окончил академию Барток в 1903 г., а с 1907 г. стал профессором этой академии по классу фортепьяно. Педагогическую деятельность он совмещал с концертными поездками (Барток был выдающимся пианистом) и изучением крестьянского фольклора (венгерского, румынского, словацкого и др.) — в результате собрал свыше 30 000 песен.

     В 1903 г. Бела Барток написал симфоническую поэму «Кошут», посвященную национальному герою Лайошу Кошуту — вождю венгерской революции 1848 г. Впервые исполненное в 1904 г. это произведение возымело общественный резонанс.

     В 1911 г. Барток создал первое сочинение для театра — оперу «Замок герцога Синяя Борода», которое не было принято консервативной критикой из-за новаторских приемов композитора. Зато его следующее произведение — балет «Деревянный принц», написанный в 1916 г. — было тепло встречено публикой.

     21 марта 1919 г. в Венгрии была провозглашена Советская власть. В период существования Венгерской советской республики Барток совместно с З. Кодай разработал демократическую реформу музыкальной жизни в стране. Барток считал, что необходимо обратить внимание на музыкально одаренных детей беднейших слоев населения и радикального пересмотреть систему народного образования с тем, чтобы среди других мероприятий ввести обучение пению с листа и записи мелодии по слуху.

     В последствии, в годы хортистского режима, он за эту работу был подвергнут репрессиям.

     На 20–30-е гг. пришелся расцвет гастрольно-концертной деятельности Бартока. Он выступал в странах Западной Европы, США, а в 1929 г. посетил СССР.

     В 30-х гг. Барток отказался в своем творчестве от некоторых крайностей звукового выражения, свойственных его ранним произведениям, и обратился к большей тематической ясности и чёткости образно-эмоциональных замыслов (2-й фортепианный. концерт, 1931 г., «Музыка для струнных, ударных и челесты», 1936 г.).

     В конце 30-х гг. Барток закончил огромный труд одиннадцати лет, который назвал «Микрокосмосом». Он состоял из 153-х пьес для фортепиано разной степени трудности и сложности.

     В 1940 г. Барток эмигрировал в США, где написал по заказу Бостонского оркестра концерт для оркестра (1943 г.) Впервые этот концерт был исполнен декабре 1944 г.

     «Общий характер произведения представляет собой — не считая "развлекательной" II части — постепенный переход от суровости I части и мрачной песни смерти III — к утверждению жизни в последней», — сказал о своем концерте Бела Барток.

     Однако, не смотря на отдельные удачи, признания музыкальных кругов на чужбине композитору добиться не удалось.

     Барток умер в Нью-Йорке 26 сентября 1945 г.

 

Музыкальное наследие:

Симфоническая поэма «Кошут»

 

Произведение для двухголосного хора с фортепиано: «Любовные песни»

Рапсодии для фортепиано и оркестра

 

Двадцать венгерских песен для голоса и фортепиано

 

Балеты: «Деревянный принц» (1916 г.),  «Чудесный мандарин (1919 г.)

 

Опера: «Замок герцога Синяя Борода» (1911 г.)

 

Румынские танцы, Румынские рождественские песни для фортепиано, Восемь венгерских песен для голоса и фортепиано, Словацкие народные песни для мужского хора, Пятнадцать венгерских крестьянских танцев для фортепиано (1913–1918 гг.)

 

«Музыка для струнных, ударных и челесты»

 

Концерт для фортепиано № 3

 

Концерт для альта

 

Этапы творческого пути:

25 марта 1881 г.

Родился в Надьсентмиклоше 

1899 – 1903 гг. 

Обучался в Будапештской музыкальной академии 

1903 г. 

Написал симфоническую поэму «Кошут» 

с 1907 г.

Профессор Будапештской музыкальной академии 

1911 г.  

Первое исполнение «Варварского аллегро» Б. Бартока 

1911 г. 

Написал оперу «Замок герцога Синяя Борода»  

1916 г. 

Создан балет «Деревянный принц», после которого к Бартоку пришло общественное признание 

1919 г. 

Написан балет «Чудесный мандарин». 

1926 г.  

Барток  написал Первый концерт для фортепиано  

1928 - 1929 гг.  

Посетил с концертами Советский Союз  

1930 г.

Написал «Cantata Profana» («Светскую кантату»)

1940 г.

Эмигрировал в США

1943 г.

Написал Концерт для оркестра

26 сентября 1945 г.

Скончался в Нью-Йорке

 

 

Произведения автора, представленные в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".