Густав Малер появился на свет 7 июля 1860 г. в многодетной семье еврея-винокура. Вскоре после рождения сына Малеры покинули чешскую деревню Калишту и переселились в небольшой городок Йиглаву (ныне Чехия), где и прошла полунищая юность Густава.
Невероятно талантливый, мальчик брал первые свои музыкальные уроки у местных преподавателей, а когда Малеру исполнилось пятнадцать, отец отвез его в Вену. Получив положительные отзывы о своем даровании у профессора Ю. Эпштейна, Малер стал студентом Венской консерватории (его учителями были: Ю. Эпштейн (фортепьяно), Р. Фукс (гармония) и Ф. Кренн (композиция). Кроме того, Густав посещал леции по философии в Венском университете, где познакомился с А. Букнером.
За свое первое значительно сочинение - кантату "Жалобная песнь" (1880 г.) - Малер расчитывал получить консерваторскую Бетховенскую премию, однако та досталась другому. Тогда Густав, разочарованным неудачей, решил посвятить себя дирижерской деятельности. С 1880 по 1885 гг. он работал дирижером в различных оперных театрах (небольшом опереточном театре под Линцем, в словенском Любляне, моравском Оломоуце и германском Касселе).
В 1885 г. Малер непродолжительное время был дирижером Пражской оперы, а с 1886 по 1888 гг. - помощником главного дирижера в Городском театре в Лейпциге.
В этот период своей жизни композитор написал такие произведения, как вокально-симфонический цикл "Песни странствующего подмастерья" (1883 г.) и Первую симфонию (1888 г.). Постепенно он совершенно отказался от тех музыкальных жанров, в которых пробовал себя в юности (квартеты, кваинтеты, оперы), целиком отдавшись песни и симфонии.
В 1891 г. Малер прибыл в Гамбург с тем, чтобы занять должность дирижера местного Городского театра, пробыв до этого некоторое время директором Королевской оперы в Будапеште. К тому моменту в его творческий багаж входило три тетради песен с фортепианным аккомпанементом и девять песен на тексты из немецкой народной поэтической антологии "Волшебный рог мальчика", которые составили одноименный цикл.
Следующий за гамбургским периодом (1891-1897 гг.) - венский - вершина его дирижерской и режиссерской деятельности. Десять лет (с 1897 по 1907 гг.) Малер был директором Венской придворной оперы. Вместе с венским художником А. Роллером (которого Густав пригласил в театр в 1903 г.) они создали ряд постановок, в которых применили новые стилистические и технические приемы, сложившиеся на рубеже XIX и XX вв. в европейском театральном искусстве. Крупнейшие из них: "Тристан и Изольда" (1903 г.), "Фиделио" (1904 г.), "Золото Рейна" и "Дон Жуан" (1905 г.). Время работы Малера в Вене совпал с период расцвета коллектива Венской оперы.
К 1902 г. музыка Малера получила, наконец, широкое признание (во многом благодаря
Р. Штраусу, который устроил первое полное исполнение Третьей симфонии, имевшее большой успех).
В 1907 г. Малер оставил Венскую оперу и принял предложение нью-йоркской «Метрополитен-опера». Проработав там около года, он стал руководителем Нью-Йоркского филармонического театра. К этому времени композитор уже знал, что серьезно болен, но, не смотря на это, много гастролировал по миру.
Умер Малер в Вене 18 мая 1911 г.
Где-то за год до смерти композитору явилось не доброе предзнаменование. В комнату, где он работал с шипением, шумом и клекотом ворвалось что-то огромное и черное. Малер выскочил из-за стола и в ужасе прижался к стене. Это был орел, который неистово кружил под потолком, издавая зловещее шипение. Покружив, орел будто растворился в воздухе. Едва он исчез, как из-под дивана выпорхнула ворона, отряхнулась и тоже улетела. - Орел, погнавшийся за вороной, - это неспроста, знак свыше... Неужели я и есть та самая ворона, а орел - моя судьба?
|
Венская опера 1912 г. |
Музыкальное наследие:
Marchenspiel «Rubezahl»,
«Lieder eines fahrenden Gesellen»,
Десять симфоний
«Das klagende Lied» (соло, хор и орк.),
«Humoresken» для орк.,
романсы
|
Этапы творческого пути:
7 июля 1860 г. |
Родился в Чехии |
С 1875 г. |
Студент Венской консерватории |
С 1880 г. |
Работал оперым дирижером |
1880 г. |
Кантата "Жалобная песнь" |
1883 г. |
"Песни странствующего подмастерья" |
С 1885 г. |
Дирижер Пражской оперы |
1886-1888 гг. |
Служба в Лейпцигском театре |
1888 г. |
Первая симфония |
1888 г. |
Директор Королевской оперы в Будапеште |
1891-1897 гг. |
Первый дирижер Городского театра в Гамбурге |
1894 г. |
Вторая симфония |
1896 г. |
Третья симфония |
1897 - 1907 гг. |
Директор Венской оперы |
1902 г. |
Пятая симфония |
1904 г. |
Шестая симфония |
1905 г. |
Седьмая симфония |
1906 г. |
Восьмая симфония |
1907 г. |
Главный дирижер нью-йоркской "Метрополитен-опера" |
С 1909 г. |
Руководитель Нью-Йоркского филармонического оркестра |
1909 г. |
Девятая симфония |
1910 г. |
Десятая симфония (не закончена) |
18 мая 1911 г. |
Скончался |
|
Г. Малер | |