Клаудио Монтеверди родился в городе Кремоне. Точный день его рождения не известен, однако существуют письменные источники, где зафиксирована дата крещения Монтеверди - 15 мая 1567 г.
Отец композитора был врачом. Сам Клаудио, по предположению исследователей, какое-то время учился у Марк Антонио Индженьери - регента кремонского собора. В 1582 г. были опубликованы первые пять сборников его сочинений, за которые композитор получил неплохие деньги.
Примерно в 1590 г. Монтеверди окончил обучение (скорее всего, он получил университетское образование) и стал ходатайствовать о получении места скрипача в придворном оркестре герцога Винченцо I Гонзаги в Мантуе. Так начался мантуанский период жизни Монтеверди.
В первые годы службы Клаудио, путешествуя со своим патроном по Европе (в 1595 г. они посетили Венгрию, а в 1599 г. - Фландрию), познакомился с новой европейской музыкой, перенимая лучшие ее достижения (так, опыт Флорентийской камераты - "драмы для музыки", как первоначально называли оперу - он перенёс в Мантую). За это время Моневерди выпустил Третий (1592 г.) а затем Четвертый (1603 г.) и Пятый (1605 г.) сборники пятиголосых мадригалов, многие из которых стали известны еще до печати. В 1607 г. появилась первая опера Монтеверди «Орфей», в 1608 г. - опера «Ариадна».
В 1601 г. Монтеверди получил должность придворного капельмейстера при дворе Гонзаги, однако не смотря на повышение, композитора сильно угнетало бесправное положение придворного музыканта и деспотизм меценатов. «Я предпочел бы просить милостыню, чем подвергаться снова такому унижению», — писал он впоследствии.
В 1612 г. Монтеверди добился увольнения, а уже через год - в 1613 г. стал руководить капеллой собора Сан-Марко в Венеции. Как следствие, в его творчестве этого периода стали преобладать церковные жанры. Большинство произведений, написанных в последние тридцать лет жизни композитора, до нас, к сожалению не дошли, основной причиной чему стал политический переворот в Мантуе в 1630 г.
Дальнейшие сведения о судьбе Монтеверди основаны на гипотизах исследователей его жизни и творчества. Так, предполагается, что композитор принял священный сан, о чем свидельствует титульный лист издания его Музыкальных шуток. Известно так же, что Монтеверди активно писал для недавно открывшихся оперных театров Венеции. Из опер того времени до нас дошли: "Возвращение Улисса в отечество" (1640 г.) и "Коронация Попеи" (1642 г.).
Клаудио Монтеверди умер 29 ноября 1643 г. в Венеции.
Музыкальное наследие:
Оперы: "Орфей" (Сказание об Орфее, La favola d'Orfeo, 1607 г.), "Ариадна" (1608 г.), "Мнимая сумасшедшая Ликори" (La finta pazza Licori, 1627 г. (?)), "Любовь Дианы и Эндимиона" (Gli amori di Diana e d'Endimiоne, 1628 г.), "Похищенная Прозерпина" (Proserpina rapita, 1630 г.), "Адонис" (1639 г.), "Возвращение Улисса на родину" (Il ritorno d'Ulisse in patria, 1640 г., Болонья, 1641 г., театр "Caн-Кассиано", Венеция), "Свадьба Энея и Лавинии" (La nozze d'Enea con Lavinia, 1641 г.), "Коронация Поппеи" (L'incoronazionе di Poppea, 1642 г.)
"Baletto" (включены в сборники мадригалов);
8 сборников мадригалов (1587 г., 1590 г., 1592 г., 1603 г., 1605 г., 1614 г., 1619 г., 1638 г.)
2 сборника Scherzi musicali (1607 г., 1632 г.),
сборник Canzonette a tre voci (1584 г.)
Духовная музыка: мессы, мотеты, мадригалы, псалмы, гимны, магнификат, и др.
|
Этапы творческого пути:
1567 г. |
Родился в Кремоне |
1582 г. |
Опубликовал первые произведения |
1590 г. |
Начал работать на Винценцо Гонзага |
1592 г. |
Третий сборник мадригалов |
1601 г. |
Придворный капельмейстер |
1603 г. |
Четвертый сборник |
1605 г. |
Пятый сборник |
1607 г. |
Опера "Орфей" |
1608 г. |
Опера "Ариадна" |
1610 г. |
"Псалмы вечерни" |
С 1613 г. |
Руководил капеллой соборой Сан-Марко в Венеции |
1624 г. |
"Поединок Танкреда и Клоринды" |
1627 г. |
Опера "Мнимая сумасшедшая" |
1631 г. |
Торжественная месса с музыкой Монтеверди |
1640 г. |
Опера "Возвращение Улисса в отечество" |
1642 г. |
"Коронация Поппеи" |
29 ноября 1643 г. |
Скончался |
|