| |||||||||
|
| ||||||||
Симфонии
Сцена из балета Третья симфония Густава Малера
На вопрос одного журналиста, сложно ли писать музыку? Малер ответил: "Да нет, господа напротив, это очень просто!... Знаете, как делают трубу? Берут дырку и обвивают ее медью. Ну вот, примерно так же обстоит дело и с сочинением музыки...". Основное творческое наследие Малера - это сифонии и песни. Всего композитор создал десять симфоний (10-я осталась незаконченной). Все вместе они представляют собой "симфонические концепции", которые следуя друг за другом образуют единое мироописание - своеобразный философский трактат Густава Малера. "Симфонии исчерпывают содержание всей моей жизни, это поэзия и правда в звуках",- говорил композитор о своем творчестве. Первая симофония, написанная в 1888 г. тесно связана с "Песнями странствующего подмастерья", где герой после разочарований и душевных тревог обретает веру в будущее в единстве с природой.
Вместе со Второй (1894 г.), Третьей (1896 г.) и Четвертой (1900 г.) они составляют цикл, где Первая симфония - пролог, а остальные - части первой трилогии. Все эти произведения объединяет песенное начало (тексты Малер позаимствовал из популярного в Германии сборника старинных немецких народных песен "Волшебный рог мальчика"). Тематически Третью симфонию можно назвать гимном природе, в то время, как Вторая развивает мысль о том, что бессмертие человека в его делах. О первых четырех симфониях Малера его ученик и последователь Бруно Вальтер писал: "Окончилась борьба за мировоззрение средствами музыки. Теперь он хочет писать музыку только как музыкант". Пятую (1902 г.), Шестую (1904 г.) и Седьмую (1905 г.) симфонии принято считать второй трилогией Малера. Здесь композитор средствами оркестра создал симфоническую поэму о трагедии человека-мыслителя; о жизни, полной борьбы с враждебным миром. Интонационно эти симфонии связаны с песнями на словаФ. Рюккерта ("Песни об умерших детях", 1904 г.) Восьмая симфония была окончена в 1906 г. Ее называют - кульминационной. Сам Малер ставил эту вещь выше остальных, что следует из его письма к другу - дирижеру Виллему Менгельбергу: "Я только что закончил мою Восьмую симфонию - самое значительное из всего, что я до сих пор написал. Сочинение настолько своеобразно по содержанию и по форме, что о нем невозможно даже рассказать в письме. Представьте себе, что вселенная начинает звучать и звенеть. Поют уже не человеческие голоса, а кружащиеся солнца и планеты". В основу Восьмой симфонии легла заключительная часть трагедии Гёте "Фауст" (Малер вновь совместил инструментальную и вокальную музыки). Кроме того, в этом сочинении Малер прибегнул к грандиозному исполнительскому аппарату (расширенный состав оркестра, несколько солистов и мощный хор). Не удивительно, что Восьмую симфонию еще называют "симфонией тысячи участников". Девятая симфония (1909 г.) и незаконченная Десятая симфония (1910 г.) - прощание мастера с жизнью. Эти произведения - эпилог не только творческого, но и земного пути композитора. Малер оказал заметное влияние на развитие драматического симфонизма большого плана (Д. Д. Шостакович, А. Онеггер и другие), а некоторые стороны его музыкального языка подготовили стилистический перелом, осуществленный композиторами экспрессионистской школы (А. Шёнберг, А. Берг, А. Веберн).
|
|||||||||
| |||||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |