Родился Александр Даргомыжский 14 февраля 1813 г. в селе Даргомыже Белевского уезда, Тульской губернии. Его отец, Сергей Николаевич, служил по министерству финансов, в коммерческом банке.
Даргомыжский получил хорошее домашнее образование: он прекрасно знал французский язык и французскую литературу. Играя в кукольный театр, мальчик сочинял для него небольшие пьески-водевили, а в шесть лет стал учиться игре на фортепьяно. Однако его учитель музыки Адриан Данилевский не только не поощрял влечения своего ученика к сочинительству, но нещадно истреблял его первые композиторские опыты. Впоследствии композитор писал: «Считал ли он это неприличным для русского дворянина или полагал, что я мог бы лучше употребить своё время на заучивание заданного мне фортепианного урока, но всякий раз, как я приносил ему на показ новое сочинение, в книжке поведения моего было отмечено: весьма скверно, и я был наказан».
Системы в музыкальном образовании Даргомыжского не было (он брал уроки игры на фортепьяно и скрипке с семи лет), и своими теоретическими знаниями он был обязан, главным образом, самому себе. Так, к восемнадцати годам Даргомыжский был уже автором многих сочинений для фортепьяно, скрипки, двух квартетов, кантат и романсов, но композиторская техника его была ещё недостаточно отточенной.
Решающую роль в выборе жизненного пути сыграло сближение Даргомыжского с
М.И. Глинкой в середине 1830-х гг. и впечатления от премьеры оперы « Жизнь за царя». Позже он вспоминал об этой знаменательной для него встрече: «Одинаковое образование , одинаковая любовь к искусству тотчас сблизила нас… Мы в течение 22 лет сряду были с ним постоянно в самых коротких, самых дружеских отношениях ».
В 1830-х гг. Даргомыжский стал известен в музыкальных кругах Петербурга как «сильный пианист», а также как автор нескольких фортепианных пьес блестящего салонного стиля и романсов: «Oh, ma charmante», «Дева и роза», «Каюсь, дядя», «Ты хорошенькая» и других.
С 1837 по 1841 гг. он работал над своей первой оперой «Эсмеральда» на французское либретто по роману В. Гюго.
До 1843 г. Даргомыжский состоял на службе: сначала в контроле министерства двора, потом в департаменте государственного казначейства; затем он уволился и целиком посвятил себя музыке.
В 1844 г. Даргомыжский побывал в Германии, Париже, Брюсселе и Вене. Личное знакомство с Обером, Мейербером и другими европейскими музыкантами повлияло на его дальнейшее творческое развитие. Но, что удивительно! - именно на чужбине композитор почувствовал себя подлинно русским художником: «... нет в мире народа лучше русского и ... ежели существуют в Европе элементы поэзии, то это в России».
С 1845 г. и до конца жизни Даргомыжский жил в Петербурге, занимался частной музыкально-педагогической деятельностью.
В 1848 г. он написал оперу на текст Пушкина «Торжество Вакха», которой отказали в постановке из-за ее низких художественных достоинств.
Начиная с 1843 г. Даргомыжский работал над оперой «Русалка» по драме А.С. Пушкина, которую закончил в 1855 г.
Первое представление «Русалки» состоялось в 1856 г. в Мариинском успеха не имело. Зато постановка 1865 г. с Платоновой и Комиссаржевским, напротив, была встречена публикой с восторгом.
В последний период творчества Даргомыжский создавал вокальные пьесы, которые оказали определенное влияние на искусство таких композиторов, как Кюи и Мусоргский.
А на Римского-Корсакова и на Бородина особенно подействовали новые оперные приемы Даргомыжского, которые явились осуществлением на практике тезиса, высказанного композитором в письме к Л.И. Кармалиной: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово; хочу правды».
Умер 17 января 1869 г. в Петербурге.
Последнюю оперу Даргомыжского — «Каменный гость» — по завещанию композитора закончил Ц. Кюи. А поставлена она была в Санкт-Петербурге на Мариинской сцене 16 февраля 1872 г.
Музыкальное наследие:
Оперы: «Эсмеральда» (1838–1841 г.), «Торжество Вакха» (лирическая опера-балет, 1848 г.), « Русалка» (1843–1855 г.), «Каменный гость» (1866–1869, не окончена, завершил Ц. А. Кюи, инструментовал Н. А. Римский-Корсаков)
Кантата: «Торжество Вакха» (на слова одноимённого стихотворения Пушкина, 1843, оркестрована 1845–1846 гг., исполнена 1846 г., в Петербурге; переделана в лирическую оперу-балет, 1848 г.)
Произведения для оркестра: «Болеро» (1839 г.), «Баба-Яга, или с Волги nach Riga» (шутка-фантазия, 1862 г.), «Малороссийский казачок» (фантазия, 1864 г.), «Чухонская фантазия» (1867 г.)
Произведения для фортепиано: Контрданс, Вариации на русскую песню «Винят меня в народе», фантазия на мотивы из оперы «Иван Сусанин», Табакерочный вальс, скерцо Пылкость и хладнокровие, Полька, скерцо Почта (Quadrille brillant), Танцы на мотивы из оперы «Эсмеральда» (Полька-мазурка, Мазурка), «Ты и вы» (переложение романса), Славянская тарантелла для игры с теми, кто вовсе не умеет играть
Романсы и песни
Вокальные ансамбли и хоры: дуэты, трио (в том числе Петербургские серенады), квартеты
|
Этапы творческого пути:
14 февраля 1813 г. |
Родился в селе Даргомыже |
1824 г . |
И зданы первые музыкальные сочинения Даргомыжского |
1837 - 1841 гг. |
Работа над оперой "Эсмеральда" |
1843 г. |
Уходит с государственной службы, чтобы посвятить себя музыке |
1843 г.-1855 г. |
Работа над оперой "Русалка" |
1844 г. |
Издаёт сборник романсов |
1844 г. |
Даргомыжский предпринял поездку за границу, которая значительно повлияла на тематику и художественную специфику его дальнейшего творчества |
с 1845 г. |
Живёт в Петербурге |
1848 г. |
Пишет оперу «Торжество Вакха» |
9 апреля 1853 г. |
В Петербурге в зале Дворянского собрания с успехом прошел концерт сочинений Даргомыжского |
1856 г. |
Первая постановка оперы "Русалка" в Мариинском театре |
конец 1850-х гг. |
Даргомыжский близко сходится с композиторами «Могучей кучки» |
1865 г. |
Постановка оперы "Русалка" с Платоновой и Комиссаржевским в главных партиях |
1867 г. |
Поставлена опера "Торжество Вакха" |
17 января 1869 г. |
Скончался в Петребурге |
16 февраля 1872 г. |
Последняя опера Даргомыжского "Каменный гость" поставлена в Мариинском театре |
|
Саша Даргомыжский в юности. Акварель неизвестного художника | |