Дворжак

 

Дворжак Антонин (1841–1904)

 

 «Моим девизом всегда будут слова Бог, любовь, отчизна»

А. Дворжак

 

     Один из современников чешского композитора Антонина Дворжика сказал: "Он пишет музыку, от которой веет ароматом лугов и гор, морей и лесов. Сияние, которое Гете так восхищенно хвалил у греков, жизненную силу, взлет, жар – все это мы найдем у Дворжака".

    Творчество Дворжака, которому долгое время не уделяли должного внимания, было вновь открыто на рубеже XX-XXI вв., спустя почти сто лет со дня смерти композитора. Музыка Антонина Дворжака - чеха, который писал оперы на родном языке, в то время, как Чехия входила в состав Австро-Венгрии, - с триумфом вернулась в концертные залы и на оперные сцены мира.

     Антонин Дворжак родился в сентябре 1841 г. Будущий основоположник чешской классической школы появился на свет в деревне Нелагозевес (река Влтава), расположенной неподалеку от Праги. Песни и танцы, слышимые и любимые им в детстве, впоследствии найдут отражение в творчестве композитора.

    Сын мясника, Дворжак должен был унаследовать профессию отца. Но маленького Антонина неудержимо влекла музыка. Его педагогом игры на скрипке стал сельский учитель. Однако мальчик упражнялся в игре и на других инструментах - альте, а потом и органе.

     В 1859 г. Дворжак окончил Пражскую органную школу (куда поступил против воли отца), после чего играл на альте в капелле К. Комзака и в оркестре Временного театра, а в 70-х гг. был церковным органистом в Праге. 

     В оркестре Временного театра Антонину повезло работать под руководством своего выдающегося соотечественника Б. Сметаны, который незадолго до смерти сказал:

"Раз у меня есть столь знаменитый соперник, значит можно радоваться расцвету нашей музыки."

      Параллельно с исполнительской деятельностью Антонин сочинял и собственную музыку. Но если в раннем его творчестве чувствовалось влияние именитых и популярных тогда композиторов (например, Ф. Листа,

Р. Шумана, Р. Вагнера), то в кантате для хора и оркестра “Гимн”, сделавшей его имя известным, уже видны характерные черты зрелого Дворжака.    

     Контата "Гимн" была создана 1872 г. на стихи чешского поэта B. Галека “Наследники Белой горы”. Воспевавшая народных героев, павших в борьбе за независимость, она произвела фурор у земляков композитора.

    Постепенно Дворжак завоевал популярность, как у себя на родине, так и за ее пределами. Он стал много выступать за рубежом, дирижируя своими произведениями (в 1884-1896 гг. состоялись его гастроли в Великобритании; в 1890 г. - в России). 

     В 1888 г. произошло знакомство Антонина с П.И. Чайковским, который приехал в Прагу на премьеру "Евгения Онегина". В результате этой встречи между чешским и русским композиторами завязалась дружеская переписка. "Вы - великий художник", - писал Дворжаку Чайковский, получая от того не менее лестные отзывы о своем творчестве.

     В 1891 г. Дворжак стал профессором композиции в Пражской консерватории, а вскоре уехал в США, куда его пригласили в качестве директора Национальной консерватории в Нью-Йорке.

     В Америке, под влиянием негритянского и индейского фольклора, Дворжак написал одно из лучших своих произведений - симфонию "Из Нового света".

     На родину композитор вернулся в 1894 г., после чего им было создано несколько симфонических поэм, сказания, а так же лучшие его оперы: «Черт и Кача» и «Русалка». 

     Умер Антонин Дворжак 1 мая 1904 г.

 

 Старая Прага

 

Музыкальное наследие:

Оперы: "Альфред" (героическая опера с увертюрой, 1870 г., не опубликована, поставлена 1938 г., Оломоуц), "Король и угольщик" (Kral a uhlir, комическая, 1871 г.; 2-я редакция, ор. 14, 1874 г.; 3-я редакция, 1881 г.; 4-я редакция, 1887 г.), "Упрямцы" (Tvrde palice комическая, ор. 17, 1874 г.), "Ванда" (трагическая, ор. 25, 1875 г.), "Хитрый крестьянин" (Selma sedlak, комическая, ор. 37 1877 г., поставлена 1878 г.), "Димитрий" (ор. 64, 1881-1882 гг.; 2-я редакция, 1894 г.), "Якобинец" (Jakobin, ор 84,1887-1888 гг.; 2-я редакция, 1897 г.), "Чёрт и Кача" (Cert а Кaca, ор. 112, 1898 г., пост. 1899), "Русалка" (лирическая сказка, ор. 114, 1900 г.), "Армида" (ор. 115, 1902-1903 гг.)

 

Произведения для солистов хора и оркестра: Оратория "Святая Людмила" (cлова Я. Врхлицкого, ор, 71, 1885-1886 гг.), кантаты - Гимн ("Наследники Белой Горы"-Dedicove Вile Ногу, cлова В. Галека, ор. 30, 1872 г.; 2-я редакция, 1880 г.; 3-я редакция, 1885 г.), "Свадебные рубашки" (Svatebni kosile, известно также под названием баллада Невеста призрака, cлова К. Я. Эрбена, ор. 69, 1884 г.) и "Гимн чешских крестьян" (Hymn ceskeho rolnictva, ор. 28, 1885 г.), "Американский флаг" (The American flag, cлова Дж. P. Дрейка, ор. 102, 1892-1893 гг.), "Торжественная песнь" (Slavnostni spev, слова Я. Врхлицкого, ор. 113, 1900 г.)

 

Произведения для оркестра: симфонии (1-я, Злоницкие колокола-Zlonicke zvony, c-moll, ор. 3, 1865 г.; 2-я, B-dur, ор. 4, 1865 г.; 3-я, Es-dur, ор. 10, 1873 г.; 4-я, d-moll, ор. 13, 1874 г.; 5-я, F-dur, ор. 76, № 3, первоначально ор. 24, 1875 г.; 6-я, D-dur, ор. 60, № 1, 1880 г.; 7-я, d-moll, ор. 70, № 2, 1884-1885 гг.; 8-я, G-dur, ор. 88, № 4, 1889 г.; 9-я. Из Нового света-Z Noveho sveta, e-moll, op. 95, № 5, 1893 г.),симфонические поэмы - "Водяной" (Vodnik, по балладам К. Я. Эрбена, ор, 107, 1896 г.), "Полуденница" (Polednice, ор. 108, 1896 г.), "Золотая пpялкa" (Zlaty kolovrat, ор. 109, 1896 г.), "Голубок" (Holoubek, op. 110, 1896 г.) и "Богатырская песнь" (Pisen bohatyrska, op. 1l1, 1897 г.), увертюры - Трагическая (op. 1, также Драматическая, первоначально- к опере "Альфред", 1870 г.), к опере "Ванда" (ор. 25, 1879 г.), "Родина моя" (Domov mu), ор. 62, 1882 г.), "Гуситская" (Husitska, ор. 67, 1883 г.), 3 концертных увертюры (цикл под общим названием: "Природа, Жизнь и Любовь" - Priroda, Zivot a Laska), "Среди природы" (V prirode, op. 91, 1891 г.), "Карнавал" (Karneval, op. 92, 1891 г.), "Отелло" (ор. 93, 1892 г.), 2 сюиты (Чешская d-dur, ор. 39, 1879 г., A-dur, op. 98, 1894 г., первоначально - для фортепиано, оркестрована 1895 г.), 3 Славянские рапсодии (ор. 45-D-dur, g-moll и As-dur, 1878 г.), Славянские танцы (Slovanske tance, 1-й цикл, №№ 1-8, ор. 46, 1878 г., 2-й цикл, №№ 9-16, ор. 72, 1886-1887 гг.; первонач. для фортепиано в 4 руки), Пражские вальсы (Prazske valciky, без ор., 1879 г.), Полонез (Es-dur, 1879 г.)

 

Произведения для струнного оркестра: ноктюрн (H-dur, ор, 40, 1872 г.), 2 серенады (E-dur, ор. 22, 1875 г.; d-moll, ор. 44, 1878 г.), симфонические вариации (ор. 78, 1877 г.)

 

Концерты с оркестром: для фортепиано (g-moll, ор. 33, 1876 г.), для скрипки (a-moll, op. 53, 1879 г.), 2 для виолончели (A-dur, без ор. и даты, h-moll, ор. 104, 1894-1895 гг.)

 

Камернo-инструментальные ансамбли: фортепианное трио (2 неиздано, 1871-1872 гг.; B-dur, op. 21, 1875 г.; g-moll, op. 26, 1876 г.; f-moll, op. 65, 1883 г.; Думки, ор. 90, 1891 г.), струнные трио (в том числе миниатюры), струнные квартеты (A-dur, ор. 2, 1862 г.; B-dur, без ор., 1869 г.; D-dur, op. 9, 1870 г.; e-moll, op. 10, 1870 г.; f-moll, 1873 г.; a-moll, op, 12, 1873 г.; не издано a-moll, ор. 16, 1874 г.; E-dur, op. 80, первоначально-op. 27,1876 г.: d-moll, op. 34, 1877 г.; Es-dur, ор. 51, 1879 г.; C-dur, op. 61, 1881 г.; F-dur, op. 96, Американский, 1892 г.; G-dur, op. 106, 1895 г.; As-dur, op. 105, 1895 г.); 2 фортепианных квинтета (A-dur, op. a, 1872 г.; A-dur, op. 81, 1887 г.), 2 струнных квинтета (с контрабасом G-dur, ор. 77, первоначально - ор. 18, 1875 г.; Es-dur, ор. 97, 1893 г.), струнный секстет (A-dur, ор. 48, 1878 г.)

 

Произведения для фортепиано в 2 руки: 2 менуэта (ор. 28, 1876 г.), "Думка" (ор. 35, 1876 г.; тема с вариациями, ор. 36, 1876 г.), и (Skotske tance,ор. 41,1877 г.), 2 фурианта (ор. 42, 1878 г.), Силуэты (12 пьес, ор. 8, 1879 г.), 8 вальсов (ор. 54, 1879-1880 гг.), 4 эклоги (1880 г.), 6 мазурок (ор. 56, 1880 г.), экспромт (d-moll, 1883 г.), "Думка и фуриант" (ор. 12, 1884 г.), "Юмореска" (Fis-dur, 1884 г.), "Две жемчужинки" (Dve perlicki, 1887 г.), "Поэтические настроения" (Poeticke nalady, 13 пьес, op. 85, 1889 г.), сюита (A-dur, op. 98, 1894 г.), 8 юморесок (ор. 101, 1894 г.), "Колыбельная и каприччио" (Ukolebavka a cappriccio, 1894 г.)

 

Произведения для фортепиано в 4 руки:
Легенды (№№ 1-10, op. 59, 1880-1881 гг., позднее оркестрованы), Из Шумавы (Ze Sumavy, 6 пьес, ор. 68, 1884 г., также для виолончели с оркестром, 1893 г.)

 

Произведения для скрипки и фортепиано:
сонаты (a-moll, 1873 г., не издана, утеряна; F-dur, ор. 57, 1880 г.), Романс (ор. 11, 1877 г., также с оркестром), Ноктюрн (H-dur, ор. 40, 1883 г., также с оркестром), Каприччио (1878 г.), Мазурка (ор. 49, 1879 г., также с оркестром), Баллада (ор. 15/1, 1884 г.), Романтические пьесы (Romanticke kusy, ор. 75, 1887 г.), сонатина (G-dur, op. 100, 1893 г.)

 

Произведения для виолончели и фортепиано: соната (f-moll, 1871 г.; не издана и утеряна), Полонез (A-dur, 1879 г.), Рондо (g-moll, ор. 94, также с оркестром, 1891 г.), "Лесная тишь" (Klid, ор. 68, № 5, первоначально часть четырёхручного цикла из Шумавы, позднее также с оркестром, 1891 г.)

 

Произведения для хора с оркестром (церковные сочинения): Stabat Mater (ор. 58, 1876-1877 гг.), Реквием (ор. 89, 1890 г.), Mecca D-dur (op. 86, 1887 г.; оркестровый вариант, 1892 г.), Псалом 149 (ор. 79, 1879 г., для мужского хора; вариант для смешанного хора - 1887 г.); Те Deum (ор. 103, 1892 г.)

 

Хоры с фортепиано: 3 песни из Букета народных словацких песен (Z Kytice narodnich pisni slovanskych, для мужского хора и фортепиано в 4 руки, ор. 43, 1877-1878 гг.)

 

Хоры a cappella: 4 песни для смешанного хора (слова А. Гейдука и моравских наравских песен, ор. 29, 1876 г.), 3 хоровые песни для мужских голосов (тексты народные и А. Гейдука, 1877 г.), Букет из чешских народных песен (Kytice z ceskych narodnich pisnl, народные тексты, ор. 41, 1877 г.), 5 хоров (на тексты литовских народных песен, для мужских голосов, ор. 27, 1878 г.), 4 моравских дуэта для женского хора, 1880 г. (не издано), 5 песен из цикла "Среди природы" (для смешанных хоров, слова В. Галека, ор, 63, 1882 г.)

 

Проиведения для голоса и органа: Ave Maria (ор. 19 в, 1877 г.), Гимн святой троице (1878 г.), "О sanctissima, Ave Maria et Ave Maris stella" (для альта и баритона, ор, 19 В, 1879 г.)

 

Произведения для голоса с фортепиано:
Кипарисы (Сурrise, 18 песен на слова Г. Пфлегера-Моравского, 1865 г., не издано; некоторые песни в новой редакция использованы в циклах Четыре песни, ор. 2, 1882 г., и Песни любви - Pisne milostne, 8 песен, ор. 83, 1888 г.), 2 песни для баритона (слова А. Гейдука, 1865 г., не изданы), Сиротка (Sirotek, баллады на слова Эрбена; ор. 5, 1871 г.), 4 песни на слова из сербской народной поэзии (ор. 6, 1872 г.), 6 песен на тексты Краловедворской рукописи (ор. 7, 1872 г.), 12 Вечерних песен (Vecerni pisne, на слова В. Гапека, 1876 г.), 3 новогреческие поэмы (пер. В. В. Небеского, ор. 50, 1878 г.), Цыганские мелодии (Ciganske melodic, 7 песен, слова А. Гейдука, ор, 55, 1880 г.), 2 и 4 песни на чешские народные тексты (1885 г.), 4 песни В народном духе (V narodnim tonu, на тексты чешских народных песен, ор. 73, 1886 г.), Библейские песни (Bibliske pisne, 10 песен на тексты из Кралицкой Библии, ор, 99, 1894 г.), Колыбельная (Ukolebavka, слова Ф. Л. Елинека, 1895 г.), песни Лешетинского кузнеца (Lesetinsky kovare, слова С. Чеха, 1901 г.)

 

Вокальные дуэты с фортепиано: 22 моравских дуэта (Moravske dvojzрevу, ор. 20, 1875 г.; ор. 29 и 32, 1876 г.; ор. 38, 1877 г.), "Там, на нашей крыше" (Na tej nasej strese, слова моравской народной песни, 1881 г.)

 

Музыка к спектаклям драматического театра: "Йозеф Каетан Тыл" (драма Ф. Шамберека, 1882 г., Временный театр, Прага; увертюра, издана под названием Моя родина, и музыка к сцене, ор. 62, 1881-1882 гг.)

 

  Этапы творческого пути:

8 сентября 1841 г.

Родился Антонин Дворжак

1862 -1873 гг.

Играл на альте в капелле К. Комзака и в оркестре Временного театра

1871 г. Опера "Король и угольщик"

1873 -1877 гг.

Церковный органист в Праге

1874 г. Опера "Упрямцы"
1878 г. Первый цикл "Славянских танцев"
1880 г. Гимн ("Наследники Белой горы")

1884 -1896 гг.

Гастроли в Великобритании

1885 г. "Гимн чешских крестьян"
1886 - 1887 гг. Второй цикл "Славянских танцев"
1888 г.

Знакомство с

П.И. Чайковским

1890 г.

Выступление в России

С 1891 г.

Профессор в Пражской консерватории

1892 -1895 гг. Работа с США
1895 г. 2-й концерт для фортепьяно, скрипки, виолончели
1899 г. Опера "Черт и Кача"
1900 г. Опера "Русалка"

1901 г. 

Руководитель Пражской консерватории

1904 г.

Скончался

 

Памятник Антонину Дворжаку

в саду Дворжака.

Скульптор К. Кунеш, 1974 г.

Произведения автора, представленные в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:

              Симфония №9, ми минор ("Из нового Света")

         Славянские танцы, соч. 46

    

 

 




НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".