| |||||||||
|
| ||||||||
Опера "Русалка"Оперу «Русалка» В. Стасов считал следующим после опер Глинки шагом к утверждению национального и реалистического оперного стиля. «„Русалка", — писал критик, — это лишь задатки великого, необыкновенного будущего музыки, великого, нового ее направления — реального». Реалистичность оперы Даргомыжского, по его мнению, состояла в сочетании глубокого психологического анализа с мастерским изображением бытовых картин. Реалистическая установка оперы, тесно связанная с народностью сюжета и самих образов, предопределила и народность музыки. Драму «Русалка», на основе которой Даргомыжский написал либретто и музыку, А.С. Пушкин закончить не успел. Даже название ей дали издатели. Композитор, изменив кое-что в характеристике действующих лиц, в целом, ведущую идею произведения Пушкина сохранил, лишь подчеркнув ее своей музыкой. Первая постановка «Русалки» состоялась через год после ее окончания в Петербурге в 1856 г. У публики она особого успеха не имела и вскоре исчезла с подмостков. Но музыка Даргомыжского была высоко оценена коллегами. В 1865 г. театральная дирекции восстановила оперу. Вот, что писал композитор о второй постановке своей «Русалки»: «Постановка вся старая, за исключением трех или четырех костюмов. Для глаз вид гнусный, но успех оперы громадный и для меня непостижимый».
РУСАЛКА Опера в четырех актах (шести картинах)
Либретто А. С. Даргомыжского
Действующие лица:
Князь…………….……………………………………………………………………………… ............................тенор Княгиня………………………………………………………………………………….......................меццо-сопрано Мельник……………………………………………………………………………………………............................. бас Наташа, его дочь, потом Русалка……………………………………………………………............... сопрано Ольга, сирота, преданная княгине……………………………………………………………............. сопрано Сват……………………………………………………………………………………………............................ баритон Русалочка, 12 лет…………………………………………………………………………...................... без пения Бояре, боярыни, охотники, крестьяне, крестьянки и русалки.
Краткое содержание
На берегу Днепра живет старый Мельник с дочерью Наташей. С некоторых пор частым гостем стал у них Князь. Он любит Наташу и сумел вызвать в сердце девушки ответное чувство. Но в последнее время Князь появляется все реже. С тоской ждет Наташа его приезда. Ждет Князя и Мельник. По-своему желая дочери добра, он с простодушно-грубоватой прямотой поучает ее, как извлечь из любви Князя побольше пользы для себя и для родных. Но Наташа не слушает его. Из задумчивости ее выводит конский топот. С радостью встречает Наташа возлюбленного, ласково упрекая его за долгое отсутствие. Князь ссылается на дела и заботы. Желая успокоить девушку, он дарит ей дорогое ожерелье. Невесел Князь. Его не могут равлечь затеянные крестьянами танцы и игры. Он приехал, чтобы навсегда проститься с Наташей. Нет, не война и не дальний путь причина их разлуки. «Князья не вольны жен себе по сердцу брать», — говорит Князь. Ни отчаяние несчастной девушки, ни весть о том, что она скоро станет матерью, не останавливают его. Обезумевшая от горя Наташа срывает с себя драгоценный подарок и бросается в Днепр. Княжеская свадьба. Князь женится на богатой и знатной девушке. Гости величают молодых. Среди свадебного веселья слышится чья-то жалобная песня об обманутой девичьей любви. Князь в испуге: он узнал голос Наташи. Сват старается восстановить нарушенное веселье и провозглашает «Горек мед!». Но когда Князь наклоняется, чтобы поцеловать Княгиню, в тишине раздается женский стон. Свадебное торжество о мрачено; все в смятении. Прошло 12 лет. Женитьба не принесла Князю счастья. В тоскливом одиночестве проводит свои дни Княгиня. Входит ловчий. Он рассказывает, что Князь, отослав слуг, остался один на берегу Днепра. Взволнованная Княгиня вместе с Ольгой спешит к реке. Ночь. На берегу Днепра под холодным светом луны весело играют русалки. Заметив Князя, они исчезают. Князь узнает места, где бывал много лет назад: полуразвалившуюся мельницу, старый дуб. Воспоминания о прежнем счастье и раскаяние наполняют его душу. Неожиданно перед ним предстает страшный оборванный старик. Это мельник. Смерть дочери лишила его рассудка. Князь зовет несчастного к себе в терем, но Мельник отказывается. Внезапно он набрасывается на Князя, требуя вернуть ему дочь. Подоспевшие охотники спасают Князя от безумного старика. Много лет минуло с тех пор, как Наташа, бросившись в реку, стала грозной властительницей днепровских вод. Она по-прежнему любит Князя, но вместе с тем лелеет мечту о мести. Наташа рассказывает дочери-русалочке об отце — своем неверном возлюбленном, поручая ей выйти на берег и заманить его в реку. Берег Днепра. Сюда влекут Князя воспоминания о днях былого счастья. Из воды выходит Русалочка и рассказывает Князю, что она — его дочь, зовет его за собой. Тот готов последовать за ней. Появившиеся на берегу Княгиня и Ольга пытаются удержать его. Но слышен голос Наташи, призывающей Князя. Повинуясь ему, Князь уходит вслед за Русалочкой под воду.
| |||||||||
| |||||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |