Опера "Русалка"

 

Опера "Русалка"

     Оперу «Русалка» В. Стасов считал следующим после опер Глинки шагом к утверждению национального и реалистического оперного стиля. «„Русалка", — писал критик, — это лишь задатки великого, необыкновенного будущего музыки, великого, нового ее направления — реального». Реалистичность оперы Даргомыжского, по его мнению, состояла в сочетании глубокого психологического анализа с мастерским изображением бытовых картин. Реалистическая установка оперы, тесно связанная с народностью сюжета и самих образов, предопределила и народность музыки.

     Драму «Русалка», на основе которой Даргомыжский написал либретто и музыку, А.С. Пушкин закончить не успел. Даже название ей дали издатели. Композитор, изменив кое-что в характеристике действующих лиц, в целом, ведущую идею произведения Пушкина сохранил, лишь подчеркнув ее своей музыкой.

     Первая постановка «Русалки» состоялась через год после ее окончания в Петербурге в 1856 г. У публики она особого успеха не имела и вскоре исчезла с подмостков. Но музыка Даргомыжского была высоко оценена коллегами.

     В 1865 г. театральная дирекции восстановила оперу. Вот, что писал композитор о второй постановке своей «Русалки»: «Постановка вся старая, за исключением трех или четырех костюмов. Для глаз вид гнусный, но успех оперы громадный и для меня непостижимый».

 

РУСАЛКА

Опера в четырех актах (шести картинах)

 

Либретто А. С. Даргомыжского

 

Действующие лица:

 

Князь…………….……………………………………………………………………………… ............................тенор

Княгиня………………………………………………………………………………….......................меццо-сопрано

Мельник……………………………………………………………………………………………............................. бас

Наташа, его дочь, потом Русалка……………………………………………………………............... сопрано

Ольга, сирота, преданная княгине……………………………………………………………............. сопрано

Сват……………………………………………………………………………………………............................ баритон

Русалочка, 12 лет…………………………………………………………………………...................... без пения

Бояре, боярыни, охотники, крестьяне, крестьянки и русалки.

 

 

Краткое содержание

 

 А. С. Пирогов в роли мельника

 Ф. И. Шаляпин в роли мельника

     На берегу Днепра живет старый Мельник с дочерью Наташей. С некоторых пор частым гостем стал у них Князь. Он любит Наташу и сумел вызвать в сердце девушки ответное чувство. Но в последнее время Князь появляется все реже. С тоской ждет Наташа его приезда. Ждет Князя и Мельник. По-своему желая дочери добра, он с простодушно-грубоватой прямотой поучает ее, как извлечь из любви Князя побольше пользы для себя и для родных. Но Наташа не слушает его. Из задумчивости ее выводит конский топот. С радостью встречает Наташа возлюбленного, ласково упрекая его за долгое отсутствие. Князь ссылается на дела и заботы. Желая успокоить девушку, он дарит ей дорогое ожерелье. Невесел Князь. Его не могут равлечь затеянные крестьянами танцы и игры. Он приехал, чтобы навсегда проститься с Наташей. Нет, не война и не дальний путь причина их разлуки. «Князья не вольны жен себе по сердцу брать», — говорит Князь. Ни отчаяние несчастной девушки, ни весть о том, что она скоро станет матерью, не останавливают его. Обезумевшая от горя Наташа срывает с себя драгоценный подарок и бросается в Днепр.

     Княжеская свадьба. Князь женится на богатой и знатной девушке. Гости величают молодых. Среди свадебного веселья слышится чья-то жалобная песня об обманутой девичьей любви. Князь в испуге: он узнал голос Наташи. Сват старается восстановить нарушенное веселье и провозглашает «Горек мед!». Но когда Князь наклоняется, чтобы поцеловать Княгиню, в тишине раздается женский стон. Свадебное торжество о мрачено; все в смятении.

     Прошло 12 лет. Женитьба не принесла Князю счастья. В тоскливом одиночестве проводит свои дни Княгиня. Входит ловчий. Он рассказывает, что Князь, отослав слуг, остался один на берегу Днепра. Взволнованная Княгиня вместе с Ольгой спешит к реке.

     Ночь. На берегу Днепра под холодным светом луны весело играют русалки. Заметив Князя, они исчезают. Князь узнает места, где бывал много лет назад: полуразвалившуюся мельницу, старый дуб. Воспоминания о прежнем счастье и раскаяние наполняют его душу. Неожиданно перед ним предстает страшный оборванный старик. Это мельник. Смерть дочери лишила его рассудка. Князь зовет несчастного к себе в терем, но Мельник отказывается. Внезапно он набрасывается на Князя, требуя вернуть ему дочь.  Подоспевшие охотники спасают Князя от безумного старика.

     Много лет минуло с тех пор, как Наташа, бросившись в реку, стала грозной властительницей днепровских вод. Она по-прежнему любит Князя, но вместе с тем лелеет мечту о мести. Наташа рассказывает дочери-русалочке об отце — своем неверном возлюбленном, поручая ей выйти на берег и заманить его в реку.

Берег Днепра. Сюда влекут Князя воспоминания о днях былого счастья. Из воды выходит Русалочка и рассказывает Князю, что она — его дочь, зовет его за собой. Тот готов последовать за ней. Появившиеся на берегу Княгиня и Ольга пытаются удержать его. Но слышен голос Наташи, призывающей Князя. Повинуясь ему, Князь уходит вслед за Русалочкой под воду.

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".