Дебюсси

 

Дебюсси Клод (1862–1918)

 

     «Музыка должна стихийно регистрироваться слушателем, без того, чтобы он испытывал потребность в обнаружении абстрактных идей, в ухищрениях сложного развития тем. Не прислушиваются вокруг себя к бесконечным шумам природы… Вот, по-моему мнению, новый путь… Это искусство свободное, искрящееся, искусство открытого воздуха, искусство, соразмерное со стихиями, с ветром, небом, морем!… Я только пытаюсь выразить с наибольшей искренностью ощущения и чувства, которые испытываю: остальное мало для меня значит…», - говорил

К. Дебюсси — основоположник и самый яркий представительно музыкального импрессионизма.

     После смерти композитора Жан Кокто сказал о его музыке: «Это — архитектура, которая отражается, колышется в воде. Это облака, которые нагромождаются и распадаются. Это засыпающие ветви, дождь на листьях. Это сливы, которые падают, разбиваются и истекают золотом. Но все это бормотало, лепетало, не могло обрести человеческого голоса, чтобы высказаться. Тысяча неуловимых чудес нашли, наконец, того, кто смог их выразить».

     При жизни Дебюсси не искал славы, подобно большинству других композиторов. Он даже ни разу в жизни не был на постановках собственных опер и отвергал известность, которая пришла к нему в конце жизни. По поводу же своей музыки он всегда говорил:

— Если бы Бог не любил мою музыку, я бы ее не писал...

     Клод Дебюсси родился 22 августа 1862 г. в пригороде Парижа Сен-Жермен-ан-Ле в семье бывшего морского пехотинца, который, выйдя в отставку, стал совладельцем лавки фаянсовых изделий.

     Первые уроки музыки, рано проявившего к этому искусству интерес, а, главное, способности, Клоду давала ученица Шопена — Мотэ де Флервий .

     В 1873 г. Дебюсси поступил в Парижскую консерваторию, где его учителями были: А. Мармонтель (фортепиано), А. Лавиньяк, Э. Дюран и О. Базиль (теория музыки).

     В консерваторский период жизни Дебюсси  сочинил свои первые романсы (1876 г.) на стихи Т. де Банвиля («Звездная ночь») и П. Бурже («Прекрасный вечер»). Одновременно стремительно развивалось исполнительское дарование музыканта. Его игра на фортепьяно отличалась внутренней содержательностью, эмоциональностью, тонкостью нюансировки, редким разнообразием и богатством звуковой палитры. И хотя признание своего таланта у преподавателей и сверстников Дебюсси получил не сразу, но в 1877 г. его все же отметили премией за исполнение сонаты Шумана.

     Другую премию, а вернее, лотерейный билет, Дебюсси выиграл, когда его преподаватель Мармонтель рекомендовал юного пианиста в качестве учителя музыки в дом Надежды Филаретовны фон Мекк — миллионерши, покровительницы П.И. Чайковского и страстной любительницы музыки. Вскоре меценатка отозвалась о Дебюсси в письме к Чайковскому: «Очень обширное достоинство... это то, что он в восторге от Вашей музыки».

     Знакомство и доброе расположение к нему Надежды Филаретовны фон Мекк привело к тому, что композитор с ее семьей много ездил по Европе, напитываясь новыми впечатлениями, а в 1881 г.  попал в Россию, где доподлинно открыл для себя чарующий и самобытный мир русской музыки.

     Примечательно, что много–много лет спустя в 1933 г. московский профессор математики К. Богушевский обнаружил среди приобретенных им у букиниста рукописных нот нотную тетрадь с надписью на французском языке: «Ашиль Дебюсси, Симфония си минор для фортепиано в 4 руки». Так было открыто не известное ранее произведение Дебюсси, вскоре изданное в Москве.

     Работа Дебюсси у Надежды Филаретовны фон Мекк продолжалась около трех лет. Хозяйка души не чаяла в юном французе, подолгу и с упоением беседуя с ним о музыке. Однако этим беседам, как, впрочем, и пребыванию композитора в доме миллионерши, был положен конец, когда тот вдруг попросил руки ее пятнадцатилетней дочери Сони.

     — Дорогой месье, — сказала ему напоследок фон Мекк Дебюсси, — не будем путать Божий дар с яичницей! Помимо музыки я очень люблю лошадей. Но это вовсе не значит, что я готова породниться с конюхом...

     С 1883 г. Дебюсси начал принимать участие в ежегодном конкурсе на получение Большой Римской премии. В 1884 г. он получил ее за свою кантату «Блудный сын».

     С 1885 по 1887 гг. Дебюсси жил в Италии. Среди написанных там произведений — симфоническая ода «Зюлейма» на стихи Г. Буайе, кантата «Дева-избранница» с текстом Д. Россетти, хор «Весна» на стихи Ж. Барбье. Кроме того, в Италии композитор познакомился со старинной хоровой итальянской музыкой XVI в. (Палестрина), а одновременно с творчеством Вагнера (в частности, с музыкальной драмой «Тристан и Изольда»).

     Вернувшись на родину, Дебюсси принял активное участие в деятельности литературно-художественных салонов, посещал выставки, знакомился с ведущими поэтами и писателями своего времени.

     В 1890 г. композитор начал работу над оперой « Родриг и Химена»  на либретто К. Мендеса, которая осталась незавершенной. В 1893 г. он приступил к написанию оперы по драме Метерлинка « Пеллеас и Мелисанда».

     «Атмосфера, в которой развивается драма Метерлинка, — это усталая покорность, отдающая волю к жизни во власть Рока. Ничто не может ничего изменить в порядке событий. [...] Никто не ответствен за то, чего хочет, за то, что любит. [...] Живут и умирают, не зная зачем. Фатализм этот, отражающий усталость духовной аристократии Европы, был чудесно передан музыкой Дебюсси, которая прибавила к нему свою собственную поэзию и чувственное очарование...», — писал Ромен Роллан в книге «Музыканты наших дней».

     Премьера оперы « Пеллеас и Мелисанда» состоялась 30 апреля 1902 г.

     В 1894 г. в Брюсселе в художественной галерее «Свободная эстетика» прошел первый концерт, целиком посвященный творчеству Дебюсси. В конце 90-х гг. композитор сочинил три симфонических «Ноктюрна».

    Самое крупное симфоническое сочинение Дебюсси — 3 эскиза «Море» — было написано в 1905 г. В нем композитор обогатил средства музыкальной выразительности, создал импрессионистическую мелодику, отличающуюся гибкостью нюансов и в то же время расплывчатостью.

    Вот, что писал об этом произведении русский композитор Н. Я. Мясковский: «...В моментах, когда он (Дебюсси) берется запечатлеть свое восприятие природы, происходит что-то непостижимое: человек исчезает, точно растворяется или превращается в неуловимую пылинку, и над всем воцаряется точно сама вечная, изменчиво неизменяемая, чистая и тихая, всепоглощающая природа, все эти бесшумные, скользящие "облака", мягкие переливы и взлеты "играющих волн", шелесты и шорохи "весенних хороводов", ласковые шепоты и томные вздохи беседующего с морем ветра — разве это не подлинное дыхание природы! И разве художник, в звуках воссоздавший природу, не великий художник, не исключительный поэт?»

     В последующие годы Дебюсси совершил несколько поездок с концертами в Англию, Италию, Россию и другие страны. А в 1913-м г. он написал музыку к балету «Игры», который был показан труппой «Русских сезонов» Сергея Дягилева в Париже и Лондоне.

    В последний период своей жизни Дебюсси писал преимущественно камерные произведения. Он начал серию камерных сонат, которые опирались на стилистику французской инструментальной музыки XVII – XVIII вв., но успел завершить лишь три сонаты из этого цикла: для виолончели и фортепиано (1915 г.), для флейты, альта и арфы (1915 г.), для скрипки и фортепиано (1917 г).

     Умер Дебюсси в Париже 25 мая 1918 г.

 

Музыкальное наследие: 

Оперы: «Родриг и Химена» (1891–1882 гг., не окончена), «Пеллеас и Мелизанда» (лирическая драма по М. Метерлинку, 1893–1902 гг.)

 

Балеты: «Игры» (либретто В. Нижинского, 1912 г.), «Кама» (1912 г.), «Ящик с игрушками» (детский балет, 1913 г., переложение для 2 фортепиано, оркестровка А. Капле, около 1923 г.)

 

Произведения для солистов, хора и оркестра: «Даниэль» (кантата, 1880–1884 гг.), «Весна» (1882 г.), «Призыв» (1883 г.; сохранилась фортепианная и вокальная партии), «Блудный сын» (лирическая сцена, 1884 г.), «Диана в лесу» (кантата, по героической комедии Т. де Банвиля,1884–1886 гг., не окончена), «Дева-избранница» (лирическая поэма, на сюжет поэмы английского поэта Д. Г. Россетти, французский перевод Г. Сарразена, 1887–1888 гг.), «Ода Франции» (кантата, 1916–1917 гг., не окончена, после смерти Дебюсси эскизы закончены и напечатаны М. Ф. Гайаром)

 

Произведения для оркестра: «Триумф Вакха» (дивертисмент, 1882 г.), «Интермеццо» (1882 г.), «Весна» (симфоническая сюита в 2-х частях, 1887 г.), «Прелюдия к Послеполудню фавна» (по одноимённой эклоге С. Малларме, 1892–1894 гг.), Ноктюрны: «Облака», «Празднества», «Сирены» (с женским хором; 1897–1899 гг.), «Море» (3 симфонических эскиза, 1903–1905 гг.), «Образы: Жиги» (оркестровка закончена Капле)

 

Произведения для инструмента с оркестром: Сюита для виолончели (Интермеццо, около 1880–1884 гг.), фантазия для фортепиано (1889–1891 гг.), «Рапсодия для саксофона» (1903–1905 гг., не окончена, завершена Ж. Ж. Роже-Дюкасом), «Танцы» (для арфы в сопровождении струнного оркестра, 1904 г.), «Первая рапсодия для кларнета" (1909–1910 гг.)

 

Камерно-инструментальные ансамбли: фортепианное трио (G-dur, 1880 г.), струнный квартет (g-moll, ор. 10, 1893 г.), соната для флейты, альта и арфы (1915 г.), соната для виолончели и фортепиано (d-moll, 1915 г.), соната для скрипки и фортепиано (g-moll, 1916 г.)

 

Произведения для фортепиано в 2 руки: «Цыганский танец» (1880 г.), «Две арабески» (1888 г.), « Бергамасская сюита» (1890–1895 гг.), «Грёза», «Баллада», «Танец» (Штирийская тарантелла), «Сюита» (1901 г.), «Эстампы» (1903 г.), «Остров радости» (1904 г.), «Маски» (1904 г.), «Детский уголок» (сюита для фортепиано, 1906–1908 гг.), «Героическая колыбельная» (1914 г.; оркестровая редакция, 1914 г) и др.

 

Произведения для фортепиано в 4 руки: «Дивертисмент и Andante cantabile» (около 1880 г.), симфония (h-moll, 1 ч., 1880 г.), «Маленькая сюита» (1889 г.), «Шотландский марш на народную тему» (1891 г.), «Шесть античных эпиграфов» (1915 г.) и др.

 

Произведения для 2 фортепиано в 4 руки: «Линдараха» (1901 г.), «Белым и чёрным» (сюита из 3 пьес, 1915 г.)

 

Произведения для хора a cappella: «Три песни Шарля Орлеанского» (1898–1908 гг.)

 

Произведения для голоса с фортепиано: «Песни и романсы» (слова Т. де Банвиля, П. Бурже, А. Мюссе, М. Бушора, около 1876 г.), «Три романса» (слова Л. де Лиля, 1880–1884 гг.), Пять стихотворений Бодлера (1887–1889 гг.), «Забытые ариетты» (слова П. Верлена, 1886–1888 гг.), «Песни Билитис» (слова П. Луиса, 1897 г.), «Три песни Франции» (слова Ш. Орлеанского и Т. Эрмита, 1904 г.), Три баллады на слова Ф. Вийона (1910 г.), Три стихотворения С. Малларме (1913 г.), «Рождество детей, не имеющих больше крова» (слова Дебюсси, 1915 г.) и др.

 

Музыка к спектаклям драматического театра: «Король Лир» (эскизы и наброски, 1897–1899 гг.), «Мученичество святого Себастьяна» (музыка к одноименной оратории-мистерии Г. Д'Аннунцио, 1911 г.)

 

Этапы творческого пути:

22 августа 1862 г.

Родился в пригороде Парижа - Сен-Жермен-ан-Ле

1873 – 1884 гг.

Учеба в Парижской консерватории

1877 г .

Получил премию за исполнение сонаты Шумана

1881 г.

Первая поездка   в Россию

1884 г .

Дебюсси получил Большую римскую премию за кантату «Блудный сын»

1885 – 1887 гг .

Жил в Италии

1892 г .

Написана прелюдия «Послеполуденный отдых Фавна»

 

1897 – 1899 гг .

Работа над симфоническим циклом «Ноктюрны»

 

1902 г .

На сцене театр «Комической оперы» состоялась премьера оперы Дебюсси «Пеллеас и Мелизанда»

1905 г .

Написал симфоническую сюиту «Море»

1913 г .

Создана музыка к балету «Игры»

1915 г.

Появились фортепианные произведения, в том числе Двенадцать этюдов посвященных памяти Шопена

1918 г .

Скончался

 

 

    

Произведения автора, представленные в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:

       Ноктюрны для оркестра

       12 прелюдий для фортепьяно:

 




НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".