Брамс

 

Брамс Иоганнес  (1833–1897) 

 

     

     "Этот месяц принёс нам чудесное явление в лице двадцатилетнего композитора Брамса из Гамбурга. Это - истинный посланец Божий! По-настоящему трогательно видеть этого человека за фортепиано, наблюдать за его привлекательным юным лицом, которое озаряется во время игры, видеть его прекрасную руку, с большой легкостью справляющуюся с самыми трудными пассажами, и при этом слышать эти необыкновенные сочинения...", - писал Р. Шуман о молодом композиторе И. Брамсе, с которым свела его судьба.

      Современник Ф. Листа и Р. Вагнера, Иоганнес Брамс, отрицая крайности романтизма, искал и находил опору в  классических традициях, в которых выражались его романтические переживания.   

     Творчество Брамса объединило две традиции: контрапункт, идущий от Баха, и архитектонику, развитую Гайдном, Моцартом, Бетховеном. К этому добавляется романтическая экспрессия и колорит. Брамс соединяет разные элементы немецкой классической школы и подытоживает их. 

     Принято считать, что его творчество завершает классический период в немецкой музыке.

 

    Иоганнес Брамс родился 7 мая 1833 г. в Гамбурге в небогатой семье городского музыканта. У мальчика рано проявился интерес к фортепьяно, и его отец — Якоб Брамс (контрабасист оркестра гамбургского театра) стал первым учителем музыки своего талантливого сына. Другим педагогом Иоганнеса, которого композитор в последствии вспоминал с благодарностью, был пианист Отто Фридрих Виллибальд Коссель. Когда десятилетний Брамс, уже выступавший в престижных концертах, получил возможность совершить турне по Америке, Коссель отсоветовал родителей юного музыканта отпускать ребенка в это турне и убедил отдать Иоганнеса в обучение к педагогу и композитору Эдуарду Марксену.

    В 1847 г. Брамс впервые выступил публично со своими вариациями. Услышав их, Марксен немедленно добавил к занятиям по фортепьяно уроки композиции. А в том же 1847 г., когда умер Мендельсон, Марксен сказал другу: «Один мастер ушел, но другой, более крупный, идет ему на смену — это Брамс».

      В 1853 г. Брамс поехал в концертное турне со своим другом, скрипачом

Э. Ременьи. Во время этого турне Брамс познакомлся с  Й. Иоахимом, который дал своему новому другу рекомендательное письмо к Ф. Листу. Последний, сыграв с листа некоторые сочинения Брамса, пришел в восторг и захотел немедленно приобщить молодого композитора к Новонемецкой школе, которую он возглавлял вместе с

Р. Вагенром, но Брамс устоял перед авторитетом маэстро и, пустившись в дальнейшие  странствия, оказался вхож в дом другого выдающегося современника Р. Шумана.

     "Я знал... и надеялся, что грядёт Он, тот, кто призван стать идеальным выразителем времени, тот, чьё мастерство не проклёвывается из земли робкими ростками, а сразу расцветает пышным цветом. И он явился, юноша светлый, у колыбели которого стояли Грации и Герои. Его имя - Иоганнес Брамс". Этими словами Роберт Шуман в статье "Новые пути", написанной в октябре 1853 г., предсказал будущее никому тогда еще не известному композитору И. Брамсу.

   Первый громкий успех пришел к Брамсу в 1868 г. после премьеры в кафедральном соборе Бремена Немецкого реквиема. В последствии слава композитора, а вместе с тем и его материальное благосостояние, росли с каждым годом.

   Умер Брамс в 1897 г. в Вене.

 

Музыкальное наследие:

 

Вокально-симфонические произведения и произведения для хора с сопровождением оркестра или различных инструментов: «Ave Maria» (ор. 12, 1858 г.), «Похоронная песня» (Begrabnisgesang, слова М. Вейсе, ор. 13, 1858 г.), 4 песни (для женского хора с сопровождением 2 валторн и арфы, ор. 17, 1860 г.), 13-й псалом (для женского хора с сопровождением органа, или фортепиано, или струнного оркестра, ор. 27, 1859 г.), «Немецкий реквием» (Ein deutsches Requiem, слова из библии в переводе М. Лютера, ор. 45, 1857–1868 гг.), 12 песен и романсов (для женского хора с сопровождением фортепиано ad libitum, ор. 44, 1859–1863 гг.), «Ринальдо» (кантата, слова И. В. Гёте, ор. 50, 1863–1868 гг.), «Рапсодия» (слова И. В. Гёте, ор. 53, 1869 г.), «Песня судьбы» (Schicksalslied, слова Ф. Гёльдерлина, ор. 54, 1868–1871 гг.), «Триумфальная песня» (текст из «Апокалипсиса», Triumphlied auf den Sieg der deutschen Waffen, ор. 55, 1870–1871 гг.), «Нения» (слова Ф. Шиллера, ор. 82, 1880–1881 гг.), «Песня парок» (Gesang der Parzen, слова И. В. Гёте, ор. 89, 1882 г.)

 

Произведения для оркестра: 4 симфонии: № 1 (c-moll, ор. 68, 1874–1876 г.), № 2 (D-dur, ор. 73, 1877 г.), № 3 (F-dur, ор. 90, 1883 г.), № 4 (e-moll, ор. 98, 1884–1885 г.), 2 серенады: № 1 (D-dur, ор. 11, 1858 г.), № 2 (A-dur, ор. 16, 1858–1860 гг.), 2 увертюры: Академическая торжественная (c-mol, ор. 80, 1880 г.), Трагическая увертюра (d-moll, ор. 81, 1880–1881 гг.), Вариации на тему Гайдна (В-duг, ор. 56-а, 1873 г.)

 

Произведения для одного инструмента с оркестром: 4 концерта, в том числе концерт № 1 для фортепиано с оркестром (d-moll, ор. 15, 1854–1859 гг.), концерт № 2 для фортепиано с оркестром (B-dur, ор. 83, 1878–1881 гг.), концерт для скрипки с оркестром (D-dur, ор. 77, 1878 г.)

 

Произведения для двух инструментов с оркестром: двойной концерт для скрипки и виолончели (а-moll, ор. 102, 1887 г.)

 

Произведения для ансамбля инструментов: 2 секстета: № 1 (для 2 скрипки, 2 альтов и 2 виолончели, B-dur, ор. 18, 1858–1860 г.), № 2 (тот же состав, G-dur, ор. 36, 1864–1865 гг.)

 

Квинтеты: 2 квинтета для 2 скрипок, 2 альтов и виолончели: № 1 (F-dur, ор. 88, 1882 г.), № 2 (G-dur, ор. 111, 1890 г.), квинтет для фортепиано, 2 скрипки, альта и виолончели (f-moll, ор. 34, 1861–1864 г.), квинтет для кларнета, 2 скрипок, альта и виолончели (h-moll, ор. 115, 1891 г.)

 

Квартеты: 3 фортепианных квартета: № 1 (g-moll, ор. 25, 1861 г.), № 2 (A-dur, ор. 26, 1861 г.), № 3 (c-moll, ор. 60, 1855–1874 гг.), 3 струнных квартета: № 1 (c-moll, ор. 51, около 1865–1873 гг.), № 2 (а-moll, ор. 51, № 2, 1873 г.), № 3 (B-dur, ор. 67, 1875 г.)

 

Трио: 3 фортепианных трио: № 1 (H-dur, ор. 8, 1854 г.; 2-я редакция 1889 г.), № 2 (C-dur, ор. 87, 1880–1882 гг.), № 3 (c-moll, ор. 101, 1886 г.), трио для фортепиано, скрипки и валторны (Es-dur, ор. 40, 1856 г.), трио для фортепиано, кларнета и виолончели (а-moll, ор. 114, 1891 г.)

 

Сонаты для скрипки и фортепиано: № 1 (G-dur, ор. 78, 1878–1879 гг.), № 2 (A-dur, ор. 100, 1886 г.), № 3 (d-moll, ор. 108, 1886–1888 гг.)

 

Сонаты для виолончели и фортепиано: № 1 (e-moll, ор. 38, 1862–1865 гг.), № 2 (F-dur, ор. 99, 1886 г.)

 

Сонаты для кларнета и фортепиано: № 1 (f-moll, ор. 120, 1894 г.), № 2 (Es-dur, ор. 120, 1894 г.), Скерцо (c-moll, для сонаты, сочинено совместно с Р. Шуманом и А. Дитрихом, без ор., 1853 г.)

 

Произведения для фортепиано в 2 руки: 3 сонаты: № 1 (C-dur, ор. 1, 1852–1853 гг.), № 2 (fis-moll, ор. 2, 1852 г.), № 3 (f-moll, ор. 5, 1853 г.), Скерцо (es-moll, ор, 4, 1851 г.); вариации: 16-на тему Р. Шумана (fis-moll, ор. 9, 1854 г.), на собственную тему (D-dur, ор. 21, 1857 г.), на тему венгерской песни (D-dur, ор. 21, около 1855 г.), Вариации и фуга на тему Г. Ф. Генделя (B-dur, ор. 24, 1861 г.), Вариации на тему Паганини (а-moll, ор. 35, 1862–1863 гг.); 4 баллады (ор. 10, 1854 г.); 18 фортепианных пьес (8, ор. 76, № 1 — 1871 г., № 2–7 — 1878 г.; 6 — ор. 118, 1892 г.; 4 — ор. 119, 1892 г.), 2 рапсодии (№ 1 — h-moll и № 2 — g-moll, ор. 79, 1879 г.), фантазии (3 каприччио и 4 интермеццо, ор. 116, 1891–1892 г.), 3 интермеццо (op. 117, 1892 г.); кроме того, без ор.: 2 жиги (а-moll и h-moll, 1855 г.), 2 сарабанды (a-moll и h-moll, 1855 г.), тема с вариациями (d-moll, из секстета ор. 18, 1860 г.), 10 венгерских танцев (обработка венгерских танцев для фортепиано в 4 руки, 1872 г.), 51 упражнение (собранные в 1890 г.), гавот (A-dur, гавот X. В. Глюка)

 

Произведения для фортепиано в 4 руки: Вариации на тему Шумана (Es-dur, ор. 23, 1861 г.), 16 вальсов (ор, 39, 1865 г.), Песни любви — вальсы (ор. 52-а, обработка ор. 52, 1874 г.), Новые песни любви — вальсы (ор. 65-а, обработка ор. 65, 1877 г.), Венгерские танцы (4 тетради, всего 21 танец, изданы 1869–1880 гг., есть переложения для одного фортепиано)

 

Произведения для органа: фуга (as-moll, 1856 г.), 2 прелюдии и фуги (№ 1 a-moll, № 2 g-moll, 1856–1857 г.), «Хоральная прелюдия» (a-moll, 1856 г.), 11 хоральных прелюдий (ор. 122, 1896 г., некоторые более раннего периода)

 

Вокальные произведения: 60 вокальных квартетов с сопровождением фортепиано, в том числе Вальсы — песни любви (Liebesliederwalzer, ор. 52, 1868–1869 гг.), Вальсы (№№ 1, 2, 4, 5, 6, 8, 9, 11 переложены для оркестра, 1870 г.), «Новые любовные песни» (Neue Liebeslieder, ор. 65, 1874 г., Вальс № 5 переложен для оркестра), 11 цыганских песен (ор. 103, 1887 г.), 16 квартетов (в том числе 3 — ор. 31, 1859–1863 гг.; 3 — ор. 64, 1864–1874 гг.; 4 — ор. 92, 1877–1884 гг. и 6-ор. 112, 1888–1891 гг.), 4 баллады и романсы на два голоса (ор. 75, 1877–1878 гг.); песни и романсы для голоса с сопровождением фортепиано — всего около 200, среди них: 6 песен (ор. 3, 1852–1853 гг., № 1 — "Верность в любви", № 5 — «На чужбине»), 6 песен (ор. 7, 1852–1853 гг., № 5 — «Скорбящая»), 8 песен и романсов (ор. 14, 1858 г.), 5 песен (ор. 19, 1858–1859 гг., № 4 — "Кузнец", № 5— «К эоловой арфе»), 9 песен (ор. 32, 1864 г.), 15 романсов (из «Магелоны» Тика, ор. 33, 1861–1868 гг.), 7 песен (ор. 48, 1855–1868 гг., № 1 — «Путь к любимой»), 5 песен (ор. 49, 1868 г., № 4 — «Колыбельная»), 8 песен (ор. 59, 1873 г., № 3 — «Дождевая песня»), 9 песен (ор, 63, 1873–1874 гг., № 5 — «Моя любимая, как сирень», № 8 — «О, если бы я знал обратный путь»), 5 песен (ор. 71, 1877 г., № 3 — «Тайна», № 5 — «Любовная песня»), 5 романсов и песен (ор. 84, 1881 г.), 6 песен (ор. 86, 1877–1878 гг., № 2 — «Одиночество в поле»), 5 песен (ор. 94, 1884 г.), 7 песен (ор. 95, 1884 г., № 4 — «Охотник»), 4 песни (ор. 96, 1884 г.), 5 песен (ор. 105, 1886 г.), 5 песен (ор. 107, 1886 г., № 1 — «Девичья песня»), 4 строгих напева для баса на библейские тексты (ор. 121, 1896 г., последнее произведение Брамса), 7 песен Марии (ор. 22, 1859 г.), 7 мотетов (2 — ор. 29, 1864 г.; 2 — ор. 74, 1877 г., 3-ор. 110, 1889 г.), 21 песня и романсы (3 — ор. 42, 1859–1861 гг.; 7-ор. 62, 1874 г.; 6-op. 93-a, 1883–1884 гг.; 5-ор. 104, 1886–1888 гг.), 24 немецкие народные песни (без ор., 1854–1873 гг.), 5 мужских хоров (ор. 41, 1861–1862 гг.), 16 женских хоров (ор. 37, 1859–1863 гг.), 13 канонов (ор. 113, 1860–1863 гг.).

Этапы творческого пути:

7 мая 1833 г.

Родился в Гамбурге

с 1843 г.

Обучался у Э. Марксена

1847 г.

Первое публичное выступление со своими вариациями

1853 г.

Первое гастрольное турне

1858 -1862 гг. 

Руководил женским любительским хором

10 апреля 1868 г.

В кафедральном соборе Бремена был с громким успехом исполнен  Немецкий реквием

1872 -1875 гг.

Возглавлял общество любителей музыки и дирижировал симфоническими оркестрами

1876 г. 

Состоялась  премьера Первой симфонии до минор

1877 г. Вторая симфония

1885 г. 

Исполнена Четвертая симфония ми минор

1891 г.  

Квинтет для кларнета и струнных

3 апреля 1897 г.  

Скончался в Вене

 

 

     

Произведения автора, представленные в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:

 

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".