| |||||||||
|
| ||||||||
Французский романтизм в литературе (В. Гюго), живописи (Э. Делакруа) и музыке (Г. Берлиоз)
Первая половина XIX в. — это время расцвета французского романтизма, пропитанного кипучей энергией двух революций. В литературе мощно гремит имя Виктора Гюго, в изобразительном искусстве — на баррикады «ведет Свобода» Эжена Делакруа, а в музыке, сквозь труднопроходимые колючие кустарники едкой критики, прорывается Гектор Берлиоз. Берлиоз яркий представитель романтизма в музыке, создатель романтической программной симфонии, художник-новатор, смело вводящий новшества в области музыкальной формы, гармонии и инструментовки. Еще в 1826 г. Берлиоз написал кантату «Греческая революция» — отклик на освободительную борьбу греческого народа. Революцию в собственной стране — 1830 г. — он воспринял с восторгом. Революция совпала с конкурсом на Большую Римскую премию, которую композитор безуспешно пытался получить три года подряд. На четвертый год он, отказавшись (из практических соображений) от собственного стиля, создал традиционно-академическую кантату. Выполнив свое задание, Берлиоз выбежал из здания Академии изящных искусств и присоединился к восставшим. В последующие дни он разучивал с народом революционные песни, в том числе обработанную им для хора и оркестра «Марсельезу». Революционная тематика нашла отражение в ряде крупных сочинений Берлиоза: «Реквиеме» (1837) и «Траурно-триумфальной симфонии» (1840 г., написана к торжественной церемонии перенесения праха жертв июльских событий). Все это отголоски прогрессивных убеждений неистового романтика. Оба произведения посвящены памяти героев Июльской революции 1830 г., в которой композитор принял непосредственное участие, и предназначены для исполнения гигантскими исполнительскими составами на площадях, под открытым небом. Период между двумя революциями — наиболее продуктивный в творчестве Берлиоза. Постоянно находясь в самой гуще событий, он, как журналист, дирижер и композитор, явил образец художественного деятеля нового типа, который всеми доступными ему средствами отстаивает свои убеждения, страстно обличает косность и пошлость в искусстве, борется за утверждение высоких романтических идеалов. Однако революцию 1848 г. Берлиоз уже не принял. В эпоху «жалкого племянника — великого дяди» (так Гюго прозвал Наполеона III) Берлиоз чувствовал себя бесконечно одиноким. Творчество композитора отразило свойственные романтизму противоречия: с одной стороны, это стремление к общенародности, массовости музыки, героика и революционный пафос, а, с другой, крайний индивидуализм и интимные излияния одинокой души склонного к экзальтации и фантастике художника.
| |||||||||
| |||||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |