Учеба в Италии и оперы итальянского периода

 

Учеба в Италии и оперы итальянского периода

     Гендель, Глюк, Моцарт и многие другие выдающиеся музыканты и композиторы того времени раньше или позже Бортнянского шлифовали и совершенствовали свое искусство в Италии. Италия славилась традициями хоровой музыки и театрами, была родиной лучших оперных мастеров XVIII в.

     И вот венецианская афиша нового карнавального сезона 1776 г. сообщила о премьере в театре «Сан-Бенедетто» (один из главных театров Венеции) оперы на античный сюжет — «Креонт» («Антигона»), сочиненной синьором Бортнянским, музыкантом из России.

     Вообще, венецианская публика была очень капризна. На протяжении всего спектакля гости обычно громко разговаривали, обращая внимание лишь на наиболее интересные или уже популярные арии. Если опера зрителям не нравилась, они уходили из лож в соседние комнаты, где играли в карты и кости, ели. Автору-неудачнику или невольному плагиатору оглушительно аплодировали и язвительно кричали: «Браво, Галуппи!», «Браво, Паизиелло!», имея в виду тех корифеев, чью музыку, сам того не замечая, «использовал» композитор.

     Опера Бортнянского не имела шумного успеха, но и не провалилась. На протяжении всего итальянского периода он поставил три оперы на античные сюжеты — «Алкид» (1778 г., Венеция), «Квинт Фабий» (1779 г., Модена). В это время опера для Дмитрия Бортнянского была главным музыкальным жанром, в котором можно было приложить свои силы, а выбор сюжета отражал его миросозерцание, умонастроение и даже взгляды на современность.

     Тогда модно было писать оперы на сюжеты, уже не раз использованные, имевшие успех, что означало большую смелость композитора. Ведущим либреттистом считался Пьетро Метастазио, создавший более 60 либретто, снабжавший своими текстами самых именитых музыкантов XVIII столетия — Генделя, Глюка, Гайдна, Моцарта (на либретто Матастазио написал свою «итальянскую» оперу и современник Бортнянского —

М. Березовский). На сюжеты этого автора писалось иногда до 100 опер.

      Не обошел Метастазио вниманием и Бортнянский — опера «Алкид»  написана на его либретто.

     Таким образом, Бортнянский поступал в духе истинного классициста — брал для своих опер античные сюжеты, популярные не только по своей теме, но и важные с точки зрения приложения их к современности.

     Так, Креонт — герой первой оперы, царь, неожиданно получивший престол, — по замыслу композитора занимает главное место в опере по известному античному сказанию об исполняющей свой родственный долг, преданной своим обязательствам Антигоне. Креонт предстает перед зрителем во всем блеске «просвещенного правителя». Подразумеваемый главный адресат — российская императрица, публично заявившая о намерении в государстве своем «все устраивать ко благу всех вообще и всякого особо».

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".