| ||||||||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||||||
|
«Спасителем высокого музыкального искусства своего времени» назвал Гектора Берлиоза Р. Вагнер. Образ французского композитора очень метко схвачен в одной известной карикатуре, на которой изображен оркестр, в центре которого стоит взлохмаченный, с перекошенным от страсти лицом Берлиоз с дирижерской палочкой в руке, а вокруг него музыканты с трубами, литаврами, ружьями и пушками. Композитор–романтик, современник двух французских революций, поклонник Дж. Байрона, создатель программной симфонической музыки и смелый новатор в области музыки — Берлиоз, как сказал писатель Ромен Роллан, «заложил грандиозный фундамент для национальной и народной музыки одной из величайших демократий Европы».
|
Гектор Берлиоз родился 11 декабря 1803 г. в Ла-Кот-Сент-Андре близ Гренобля. Отец композитора — врач Луи-Жозефа Берлиоз — мечтал, чтобы сын пошел по его стопам. С одной стороны, именно отец познакомил маленького Берлиоза с теорией музыки, научил его играть на флейте и гитаре, но, с другой, Луи Берлиоз, видевший Гектора доктором, не позволял тому обучаться игре на фортепьяно, опасаясь, что сей инструмент отвлечет мальчика от мыслей о медицине. Подлинный интерес к музыке и сочинительству проснулся у Берлиоза сравнительно поздно — ему уже исполнилось двенадцать. Однако вскоре после этого музыка стала его пламенной страстью. Начальные музыкальные знания Гектор черпал из книг, которые находил в библиотеке отца. Так он познакомился с «Трактатом о гармонии» Рамо (а, надо отметить, что изучение подобной литературы требовало глубокой специальной подготовки). Вскоре мальчик стал делать заметные успехи в области музыки. Он свободно играл на флажолете, флейте и гитаре. Однако, не смотря на это, в 1821 г. он, по воле отца, был отправлен в Париж для обучения медицине. Испытывая к выбранной родителями профессии искреннее отвращение, Берлиоз все свободное время посвящал самообразованию в области музыки. В Париже он впервые услышал оперы Глюка и самостоятельно изучил партитуры его произведений в библиотеке Парижской консерватории. Лишь в 1826 г. Берлиозу удалось добиться своего. Он поступил в Парижскую консерваторию, где его педагогами стали Лесюер (композиция) и Рейх (контрапункт). По словам самого Берлиоза, следующие два года его жизнь озаряли «три удара молнии»: знакомство с творениями Шекспира, Гёте и Бетховена. Что же касается музыкальных сочинений раннего Берлиоза, то они были встречены публикой довольно прохладно, хотя и обратили некоторое внимание на имя композитора. Много позже один начинающий композитор обратился к Берлиозу с просьбой дать оценку его творчеству. Берлиоз, просмотрев их, сообщил юноше: — К сожалению, должен сказать, что вы не обладаете минимальными музыкальными способностями. Я не хочу вводить вас в заблуждение, чтобы вы могли, пока не поздно, избрать другую профессию. Когда огорченный молодой человек, покинув квартиру знаменитого композитора, уже вышел на улицу, Берлиоз вдруг выглянул из окна и закричал: — Молодой человек! Не обращайте внимания на то, что я сказал. Справедливости ради я должен вам сознаться, что когда я был в вашем возрасте, мой учитель сказал мне абсолютно то же самое!.. Примерно в 1828 г. Берлиоз вступил на поприще музыкального критика. Культурная жизнь Парижа быстро затянула Берлиоза в свой водоворот. Его товарищами стали лучшие представители передовой интеллигенции: Гюго, Бальзак, Дюма, Гейне, Лист, Шопен и другие. А в 1830 г., после долгих и тщетных ожиданий справедливой оценки своих композиторских трудов, он, наконец, получил от парижской консерватории первую музыкальную премию (Prix de Rome) за кантату «Сарданапал», которая была написана специально для конкурса. В результате чего композитор попал в Италию, где создал несколько симфонических произведений, и сочинения, в которых соединились вокальные и оркестровые эпизоды. Впоследствие воспоминания об этой стране подвигли Берлиоза написать симфонию «Гарольд в Италии» (1834 г.) С 1834 г. положение Берлиоз в Париже улучшилось, особенно после того, как он стал сотрудником недавно открытой музыкальной газеты «Gazette musicale de Paris», а вслед затем и «Journal des Debats». Работая в этих изданиях до 1864 г., композитор приобрел репутацию строгого и серьезного критика. В 1839 г. он был назначен библиотекарем консерватории, а с 1856 г. — членом Академии. С 1842 г. Берлиоз много гастролировал за границей. Берлиоз умер в Париже 9 марта 1869 г.
Музыкальное наследие:Симфонические произведения: «Фантастическая симфония» (1830 г.), «Гарольд в Италии» (1834 г.), «Ромео и Джульетта» (1839 г.), «Траурно-триумфальная симфония» (1840 г.), увертюра «Король Лир» (1831 г.), увертюра «Роб Рой» ( 1832 г.), увертюра «Римский карнавал» (1844 г.) и др.
Музыка для сцены: опера «Бенвенуто Челлини» (1838 г.), диалогия «Троянцы» (1856 г.), опера «Беатриче и Бенедикт» (по пьесе У. Шекспира «Много шума из ничего», 1862 г.)
Вокально-хоровые произведения: «Смерть Орфея» (1827 г.), «Эрминия» (1828 г.), «Реквием» (1837 г.), драматическая легенда «Осуждение Фауста» (1846 г.), «Детство Христа» (1850–1854 гг.), кантата «Смерть Офелии» (1847–1848 гг.)
Сольные вокальные произведения: Ирландские мелодии на тексты Мура (1829–1830 гг.), «Пленница» (по В. Гюго, 1832 г.), "Летние ночи" (1834–1856 гг.)
|
|
Произведения автора, представленные в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов: |