Бородин А. П.

 

Бородин Александр Порфирьевич 

(1833–1887)

 

      «Дни, недели, месяцы, зимы проходят при условиях, не позволяющих и думать о серьезном занятии музыкою»,— писал в 1876 г. композитор, ученый, педагог А.П. Бородин. — «... Некогда одуматься, перестроить себя на музыкальный лад, без чего творчество в большой вещи, как опера, немыслимо. Для такого настроения у меня имеется в распоряжении только часть лета. Зимою я могу писать музыку, только когда болен настолько, что не читаю лекций, не хожу в лабораторию, но все-таки могу кое-чем заниматься. На этом основании мои музыкальные товарищи, вопреки общепринятым обычаям, желают мне постоянно не здоровья, а болезни».

     Гениальный композитор, участник творческого содружества композиторов «Могучая кучка», утвердивший своими произведениями новое направление в русской музыке, и выдающийся ученый, давший начало новым путям в химических исследованиях — все это Александр Порфирьевич Бородин, которого русский физиолог И.П. Павлов относил к феноменам, сочетающим научное и художественное мышление подобно Леонардо да Винчи, Гете, Менделееву.

     В историю музыки Бородин вошел, прежде всего, как автор оперы «Князь Игорь», а так же как один из создателей русской классической симфонии.

      Александр Бородин родился 12 ноября 1833 г. и был записан, как сын крепостного слуги князя Л. С. Гедианова — Порфирия Бородина. В действительности же будущий композитор был внебрачным сыном самого князя и петербургской мещанки Авдотьи Антоновой , в доме которой ребенок и воспитывался.

      Рано проявив интерес к музыке, Бородин в восемь лет начал обучаться игре на флейте, а затем — на фортепиано и виолончели. Когда мальчику исполнилось девять, он сочинил польку для фортепиано в 4 руки, а в шестнадцать его музыкальные произведения уже хвалили музыкальные критики, отмечая «тонкий эстетический вкус и поэтическую душу» молодого композитора.

     Однако, не смотря на явные успехи в этой области, Александр все-таки избрал для себя профессию химика, поступив в 1850 г. вольнослушателем в Медико-хирургическую академию, которую окончил в 1856 г.

     После того, как в 1858 г. Бородин получил степень доктора медицины, он был направлен в научную командировку в Западную Европу, где встретил свою будущую жену — пианистку Екатерину Протопопову, открывшую для него многих композиторов-романтиков, в частности, Шумана и Шопена.

     Параллельно с научной деятельностью Бородин не оставлял и своих музыкальных опытов. Во время заграничной поездки им были созданы струнный и фортепианный квинтеты, струнный секстет и некоторые другие камерные произведения.

     После возвращения в Россию в 1862 г. он стал адъюнкт-профессором в Медико-хирургической академии, а в 1864 г. — ординарным профессором той же кафедры.

     В том же 1862 г. произошла знаменательная для Бородина встреча — он познакомился с М. Балакиревым, а в последствии и с остальными членами его кружка, известного под названием «Могучая кучка» ( Ц. Кюи, Н. Римский-Корсаков и М. Мусоргский ). «До встречи со мной», — вспоминал позднее Балакирев, — «он считал себя только дилетантом и не придавал значения своим упражнениям в сочинении. Мне кажется, что я был первым человеком, сказавшим ему, что настоящее его дело — композиторство».

      Под влиянием композиторов-"кучкистов" окончательно сложились музыкально-эстетические взгляды Бородина и стал вырабатываться его художественный стиль, неразрывно связанный с русской национальной школой.

      Все его творчество пронизано темой величия русского народа, любви к родине, свободолюбия. Яркий пример тому Вторая симфония, которую Мусоргский предложил назвать «Славянской героической», а известный музыкальный критик В. Стасов — «Богатырской».

      Из-за большой занятости научной и педагогической деятельностью, которой Бородин отдает едва ли не больше времени, чем музыке, работа над каждым новым произведением затягивалась на месяцы, а чаще — на годы. Так, над своим главным произведением — оперой «Князь Игорь» — композитор, начиная с конца 1860-х гг. трудился восемнадцать лет, но так и не успел его закончить.

      В тоже время трудно переоценить вклад Бородина в развитие отечественной науки. Великий русский химик Д.И. Менделеев сказал: «Бородин стоял бы еще выше в химии, принес бы еще более пользы науке, если бы музыка не отвлекала его слишком много от химии».  

     Бородин написал более чем 40 научных работ по химии (он автор открытия особой химической реакции, названной в его честь «реакцией Бородина»).

     С 1874 г. Бородин стал руководить химической лабораторией Медико-хирургической академии. Кроме того, он выступил одним из организаторов высшего учебного заведения для женщин — Женских врачебных курсов (1872–1887), на которых потом и преподавал.

     К концу жизни Бородин-композитор достиг определенной известности за пределами России. По инициативе Ф. Листа, с которым Бородин был дружен, его симфонии неоднократно исполнялись в Германии. А в 1885 и 1886 гг. Бородин ездил в Бельгию, где его симфонические произведения пользовались большим успехом.

    В этот период им написаны два струнных квартета, две части Третьей симфонии ля минор, музыкальная картина для оркестра «В Средней Азии», ряд романсов и фортепианных пьес.

    Умер А.П. Бородин 15 февраля 1887 г. в Петербурге, не успев закончить ни оперу «Князь Игорь», ни свою Третью симфонию (они были завершены Н.А. Римским-Корсаковым и А.К. Глазуновым).

 

Музыкальное наследие:

Оперы: «Богатыри» (опера-фарс, 1867 г.), «Млада» (опера-балет, 4-е действие, 1872 г.), «Князь Игорь» (либретто А.П. Бородина по «Слову о полку Игореве», 1890 г.)

 

Произведения для оркестра: 3 симфонии (№ 1, Es-dur, 1867 г.; № 2, Богатырская , h-moll, 1876 г.; № 3, a-moll, 1887 г, не окончена, 1-я и 2-я части записаны по памяти и оркестрованы А. К. Глазуновым)

 

Камерно-инструментальные ансамбли: струнное трио на тему песни «Чем тебя я огорчила» (1854–1855 гг.), струнное трио (до 1862 г.), фортепианное трио (до 1862 г.), струнный квинтет (до 1862 г.), струнный секстет (1860–1861 гг.), фортепианный квинтет (1862 г.), 2 струнных квартета (1879 г.; 1881 г.), "Серенада в испанском роде из квартета" (коллективное сочинение, 1886 г.)

 

Произведения для фортепиано в 2 руки: " Патетическое адажио" (1849 г.), "Маленькая сюита" (1885 г.), Скерцо (1885 г.)

 

Произведения для фортепиано в 3 руки : Полька, Мазурка, Похоронный марш и Реквием из "Парафраз на неизменяемую тему" (коллективное сочинение А.П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, Ц. А.Кюи, А. К. Лядова, 1878)

 

Произведения для фортепиано в 4 руки: Скерцо (1861 г.), "Тарантелла" (1862 г.)

 

Произведения для голоса и фортепиано: « Разлюбила красна девица», «Слушайте, подруженьки, песенку мою», «Что ты рано, зоренька»

(50-е гг.), «Красавица-рыбачка» (1854–1855), «Отравой полны мои песни» (1868 г.), «Из слез моих» (1871 г.), «Арабская мелодия» (1881 г.), «Для берегов отчизны дальней» (слова А. С. Пушкина, 1881 г.), «У людей-то в дому» (слова Н. А. Некрасова, 1881 г.), «Спесь» (слова А. К. Толстого, 1884–1885 гг.)

Этапы творческого пути:

12 ноября 1833 г.

 Родился

1850 - 1856 гг.

Вольнослушатель Медико-хирургической академии

1858 г.

Получил степень доктора медицины, уезжает в Западную Европу

1862 г.

Возвращается в Россию и становится адъюнкт-профессором в Медико-хирургической академии

1862 г.

 

Знакомится с

М.А. Балакиревым, входит в Балакиревский кружок («Могучую кучку»)

1864 г.

  

Становится ординарным профессором Медико-хирургической академии

1867 г.

Пишет 1-ю симфонию, которая положила начало героико-эпическому направлению русского симфонизма,

1869 г.

1-я симфония исполнена под управлением Балакирева

1872 – 1887 гг.

Организует Женские врачебные курсы

1874 г.

Начинает руководить химической лабораторией Медико-хирургической академии

1875 г.

Заканчивает работу над Второй (Богатырской) симфонией

1876 г.

 

Создание 2-й (Богатырской) симфонии — она признана вершиной русского и мирового эпического симфонизма

1880 г.

Пишет музыкальную картину «В Средней Азии»

15 февраля 1887 г.

Скончался в Петербурге

 

 

Произведения автора, представленные в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".