Роберт Шуман родился 8 июня (27 мая) 1810 г., в саксонском городе Цвикау. Будущий композитор был младшим из пяти детей известного книгопродавца Фридриха Августа Шумана. С семи лет он начал брать уроки фортепьяно у органиста, импровизировал, сочинял пьесы.
Композиторский дар проявился у Шумана очень рано. Его импровизации, его дирижирование маленьким оркестром товарищей по гимназии указывали на то, что в нем таится истинное музыкальное дарование. На двенадцатом году жизни Роберт сочинил инструментальную и хоровую музыку на 150-й псалом - в то время он не имел еще ни малейшего понятия о теории композиции.
В гимназии Шуман познакомился с произведениями Байрона и Жан-Пауля (И.П. Рихтера), став их страстным поклонником. Настроения и образы этой романтической литературы впоследствии отразились в музыкальном творчестве Шумана.
В угоду матери и опекуну в 1828 г. Шуман поступил в Лейпцигский университет, а на следующий год перешел в университет Гейдельберга. Он предполагал стать юристом, но музыка все более привлекала юношу, и успехи в фортепьянных занятиях внушили ему мысль о карьере концертирующего пианиста.
В 1830 г. Шуман решил полностью посвятить себя музыке и вернулся в Лейпциг, бывший музыкальным центром Германии. Там он начал брать уроки фортепьяно.
Стремясь стать настоящим виртуозом, тренировался молодой человек с фанатическим упорством, что привело к анемии правой руки. Тогда Шуман переключил свое внимание на композицию.
Занятия у теоретика Дорна до 1832 г., изучение сочинений Баха, обширное знакомство с музыкальной литературой, быстро развили музыкально восприимчивую натуру Шумана и уже в 1834 - 1835 гг. он закончил свои бессмертные произведения для фортепьяно - симфонические этюды ор. 13 и карнавал ор. 9. Позднее им были написаны: сонаты g-moll и f-moll, гениальнейшая фантазия c-dur, ор. 17, "Davidsbundlertanze" ор. 6, "Kinderscenen" ор. 15, "Крейслериана", "Faschingschwank" ор. 26 и пр.
В 1834 г. Шуман стал издавать газету “Новый музыкальный журнал” (”Neue Zeitschrift f r Musik”), которую в течение нескольких лет редактировал, и где регулярно публиковал свои статьи, в которых зарекомендовал себя приверженцем нового и борцом с отжившим в искусстве.
На страницах этой газеты Мендельсон, Берлиоз, Шопен, Лист, Гиллер, Гаде, Брамс нашли достойную оценку своих дарований. Журнальная деятельность Шумана продолжались до 1844 г.
Шуман поддерживал все лучшее в искусстве. Он первый заговорил о Шопене, хвалил Берлиоза, писал статьи о Бетховене.
В 1839 г. Шуман отыскал симфонию Шуберта - C-dur и исполнил ее, а в 1850 г. стал одним из организаторов Бетховенского общества.
В это время композитор влюбился в дочь своего учителя - выдающуюся пианистку Клару Вик. Молодые люди поженились 12 сентября 1840 г. Влюбленный Шуман написал лучшие песни из когда-либо созданных композиторами-романтиками (в год женитьбы было создано около 140 песен). Несколько лет совместной жизни Роберта и Клары протекли счастливо. У них родилось восемь детей; Шуман сопровождал жену в концертных поездках, а она, в свою очередь, часто исполняла музыку мужа.
В 1840–1850 гг. одна за другой появляются симфонии, камерные ансамбли, концерты для фортепьяно, скрипки, виолончели, оратория “Рай и Перри”, сцены из Фауста Гёте, музыка к Манфреду Байрону.
В 1847-1848 гг. Шуман написал оперу "Геновефа", которая в 1850 г. была дана в Лейпциге без выдающегося успеха (хотя знатоки, как например Шпор, отнеслись к ней с большим уважением).
В 1843 г. Мендельсон открыл Лейпцигскую консерваторию и пригласил туда Шумана преподавателем фортепьяно, композиции и чтения партитур. Однако уже в 1844 г. из-за душевной болезни Шуману пришлось отставить работу и в музыкальной газете и в консерватории.
В 1854 г. после очередного обострения Шуман совершил попытку самоубийства. В результате, его пришлось поместить в лечебницу в Энденихе близ Бонна, где он скончался 29 июля 1856 г.
Музыкальное наследие:
Опера: "Геновева" (по И. Л. Тику и К. Ф. Хеббелю, ор. 81, 1848 г.)
Произведения для голосов, хора и оркестра: оратория "Рай и Пери" (Das Paradies und Peri, слова T. Мура, op. 50, 1843 г.), "Предрождественская песня" (Adventslied, слова Ф. Рюккерта, ор. 71, 1848 г.), "На прощанье" (Beim Abschied zu singen, с сопровождением деревянных духовых и валторн, слова Э. Фейхтерслебена, ор. 84, 1847 г.), мотет "Не отчаивайся в долине скорби" (Verzweifle nicht im Schmerzenstal, для двойного мужского хора ор. 93, 1849 г.; 2-я редакция для хора с сопровождением органа - 1852 г.), Реквием по Миньоне (Requiem fur Mignon, слова Гете, ор. 98, 1849 г.), "Ночная песня" (Nacht-lied, слова К. Ф. Хеббеля, ор. 108, 1849 г.), "Странствие Розы" (Der Rose Pilgertfahrt, cлова M. Хорна, ор. 112, 1851 г.), "Манфред" (музыка к драматической поэме Дж. Байрона, ор. 115, 1849 г.), "Королевский сын" (Der Konigssohn, cлова Л. Уланда, ор. 116, 1851 г.), "Проклятье певца" (Des Sangers Fluch, cлова Уланда в обработке Р. Поля, ор. 139, 1852 г.), "О паже и принцессе" (Vom Pagen und der Konigstochter, 4 баллады, cлова Э. Гейбеля, ор. 140, 1852 г.), "Счастье Эденхаля" (Das Gluck von Edenhall, cлова Уланда в обработке Л. Хазенклевера, ор. 143, 1853 г.), "Новогодняя песня" (Neujahrslied, cлова Рюккерта, ор. 144, 1849 г.), Месса (ор. 147, 1852 г.), Реквием (ор. 148, 1852 г.), Сцены из "Фауста" Гете (б. о., 1853 г.)
Произведения для оркестра: 4 симфонии: № l (B-dur, т. н. Весенняя, ор. 38, 1841 г.), № 2 (C-dur, op. 61, 1846 г.), № 3 (Es-dur, т. н. Рейнская, ор. 97, 1850 г.), № 4 (d-moll, op. 120, 1841 г.; 2-я редакция 1851 г.), "Юношеская симфония" (1832-1833 гг., не окончена)
Увертюры: к "Мессинской невесте" Шиллера (ор. 100, 1851 г.), Праздничная увертюра с пением рейнской песни "Украшен листвою" ("Bekranzt mit Laub",op. 123, 1853 г.), к "Юлию Цезарю" Шекспира (ор. 128, 1851 г.), к "Герману и Доротее" Гете (ор. 136, 1851 г.), Увертюра, Скерцо и Финал (ор. 52, 1841 г.; 2-я редакция 1845 г.)
Произведения для инстеатрументов с оркестром: для фортепьяно - концерт (a-moll, ор. 54, 1845 г.), Интродукция и Allegro appassionato (концертштюк, G-dur, ор. 92, 1849 г.), Концертное allegro с интродукцией (d-moll, op. 134, 1853 г.); для скрипки - фантазия (C-dur, op. 131, 1853 г.), концерт (d-moll, 1853 г.); для виолончели - и(a-moll, ор. 129, 1850 г.), Концертштюк для 4 валторн (F-dur, ор. 86, 1849 г.)
Камерно-инструментальные ансамбли:
3 сонаты для скрипки и фортепьяно (ор. 105, 1851 г.; ор. 121, 1851 г.; 1853 г., 2-я и 4-я её части первоначально написаны для сонаты F-A-E - (Frei, aber einsarn, 1853 г.), сочиненной совместно с И. Брамсом и А. Дитрихом), фортепьянное сопровождение к 6 сонатам для скрипки соло И. С. Баха (1853 г.); 5 пьес в народном духе (Fьnf Stьcke im Volkston) для виолончели и фортепьяно (ор. 102, 1849 г.); Сказочные картины (Маr-chenbilder) для альта и фортепьяно (4 пьесы, ор. 113, 1851 г., ad libitum для скрипки и фортепьяно)
Произведения для духовых и фортепьяно: Adagio и Allegro для фортепьяно и валторны (ор. 70, 1849, ad libitum для виолончели или скрипки), Фантастические пьесы (Phantasiestьcke, для кларнета и фортепьяно, ор. 73, 1849 г., ad libitum для скрипки или виолончели), 3 романса для гобоя и фортепьяно (ор. 94, 1849, ad libitum для скрипки или кларнета), 3 фортепьянных трио (d-moll, ор. 63, 1847 г.; F-dur, op. 80, 1849 г.; g-moll, op. 110, 1851 г.), Фантастические пьесы (Phantasiestьcke, для фортепьяно, скрипки и виолончели, ор. 88, 1842 г.), "Сказочные повествования" (Мarchenerzahlungen, 4 пьесы для кларнета, альта, фортепьяно и скрипки ad libitum, ор. 132, 1853 г.), фортепьянный квартет (Es-dur, op. 47, 1842 г.), 3 струнных квартета (a-moll, F-dur, A-dur, op. 41, 1842 г.), фортепьянный квинтет (Es-dur, op. 44, 1842 г.)
Произведения для фортепьяно в 2 руки: 3 сонаты (ор. 11, 1835 г.; ор. 22, 1835 г., новый финал - 1838 г.; Большая соната, первоначально названая "Концерт без оркестра", ор. 14, 1836 г., 2-я редакция 1853 г.), З сонаты для юношества (ор. 118, 1853 г.), Фантазия (ор. 17, 1838 г.)
Вариации и сюиты: Вариации на тему Абегг (Thиme sur le nom Abegg, op. l, 1830 г.), "Бабочки" (Papillons, op. 2, 1831 г.), Экспромты на тему Клары Вик. Тема и 10 вариаций (ор. 5, 1833 г.; 2-я редакция 1850 г.), Давидсбюндлеры (Die Davidsbьndler, 18 характерных пьес. Первоначальное название Танцы давидсбюндлеров - Davids-bьndlertanze, ор. 6, 1837 г.), Карнавал (Carnaval, Маленькие сцены, написанные на 4 ноты, ор. 9, 1835 г.), 12 симфонических этюдов (12 Etudes symphoniques, op. 13, 1837 г.; 2-я редакция под названием Этюды в форме вариаций, 1852 г.), Крейслериана (Kreisleriana, фантазии, ор. 16, 1838 г.), Юмореска (ор. 20, 1839 г.)
Сборникики и отдельные пьесы: Этюды для фортепьяно по каприсам Паганини (ор. 3, 1832 г.), Интермеццо (Intermezzi, ор. 4, 1832 г.), Токката (op. 7, 1830 г.; 2-я редакция 1833 г.), 6 концертных этюдов по каприсам Паганини (ор. 10, 1833 г.), Фантастические пьесы (Phantasiestьcke, ор. 12, 1837 г.), Детские сцены (Kinderszenen, ор. 15, 1838 г.), Арабеска (ор. 1839 г.), Новелетты (op. 21, 1838 г.), Ночные пьесы (Nachtstьcke, op. 23, 1839 г.), Венский карнавал (Faschingsschwank aus Wien, фантастические картины, op. 26, 1839 г.), 3 романса для фортепьяно (ор. 28, 1839 г.), 4 фортепьяно пьесы (op. 32, 1839 г.), Этюды для педального фортепьяно (ор. 56, 1845 г.), Эскизы для педального фортепьяно (ор. 58, 1845 г.), 6 фуг на имя BACH (для органа или педального фортепьяно, ор. 60, 1845 г.), Альбом для юношества (ор. 68, 1848 г.), 4 фуги (ор. 72, 1845 г.), 4 марша (op. 76, 1849 г.), Лесные сцены (Waldszenen, op. 82, 1849 г.), "Пёстрые листки" (Bunte Blatter, op. 99, 1849 г.), 3 фантастические пьесы (3 Phantasiestьcke, op. 111, 1851 г.), Листки из альбома (Аl-bumblatter, ор. 124, 1845 г.), 7 пьес в форме фугетт (ор. 126, 1853 г.), "Утренние песни" (Gesange der Frьhe, ор. 133, 1853 г.), Presto (g-moll, первоначально финал из сонаты № 2, 1835 г.), скерцо (f-moll, первоначально скерцо 1 для сонаты № 3, 1836 г.), канон на тему песни "An Alexis send'ich dich"; для фортепьяно в 4 руки - 8 полонезов (1828 г.), Восточные картины (Bilder aus dem Osten, 6 экспромтов, op. 66, 1848 г.), 12 пьес для маленьких и больших детей (op. 85, 1849 г.), Бальные сцены (Ballszenen, ор. 109, 1851 г.), Детский бал (Kinderball, op. 130, 1853 г.)
Произведения для 2 фортепьяно: Andante и вариации (ор. 46, 1843 г., в 1-й редакция - для 2 фортепьяно, 2 виолончелей и валторны)
Произведения для голоса с фортепьяно: "Круг песен" (Liederkreis, cлова
Г. Гейне, ор. 24, 1840 г.), "Мирты" (Myrthen, cлова И. В. Гете, Рюккерта, Байрона, Т. Мура, Гейне, Р. Бёрнса, Ю. Мозена, ор. 25, 1840 г.), 5 песен и романсов (cлова Э. Гейбеля, Бёрнса, А. Шамиссо, Рюккерта, Г. Циммермана, ор. 27, 1840 г.), 3 стихотворения Гейбеля (ор. 30, 1840 г.), 3 романса (cлова Шамиссо, ор. 31, 1840 г.), 12 стихотворений
Ю. Кернера (ор. 35, 1840 г.), 6 стихотворений из "Книги песен художника" Р. Райника (6 Gedichte aus dem "Liederbuch eines Malers" von Reinick, op. 36, 1840 г.), 12 стихотворений из "Весны любви" Рюккерта (12 Gedichte aus Fr. Rьckerts Liebesfrьhling, op. 37, №№ 2, 4, II -Сочинения Клары Ш., 1840 г.), "Круг песен" (Liederkreis, cлова И. Эйхендорфа, ор. 39, 1840 г.), 5 песен (4 на cлова X. К. Андерсена и 1 новогреческая песня в переводе Шамиссо, ор. 40, 1840 г.), "Любовь и жизнь женщины" (Frauenliebe und Leben, cлова Шамиссо, ор. 42, 1840 г.),
Романсы и баллады (тетрадь 1-я, ор. 45, 1840 г., тетрадь 2-я, ор. 49, 1840 г.; тетрадь 3-я. ор. 53, 1840 г.; тетрадь 4-я, ор. 64, 1841 и 1847 гг.), "Любовь поэта" (Dichterliebe, cл. Гейне, ор. 48, 1840 г.), Песни и романсы (тетрадь 2-я, ор. 51, 1842 г.; тетрадь 3-я, ор. 77, 1850 г.; тетрадь 4-я, ор. 96, 1850 г.), "Валтасар" (слова Гейне, ор. 57, 1840 г.), Альбом песен для юношества (Liederalbum fur die Jugend, слова A. Гофмана фон Фаллерслебена, Э. Гейбеля, Л. Уланда, Г. Клетке, К. Ф. Хеббеля, Андерсена, Гете, Шиллера, Э. Мёрике, Рюккерта, неизвестных поэтов, ор. 79, 1849 г.), 3 романса (слова Ю. Буддеуса, Рюккерта, Эйхендорфа, ор. 83, 1850 г.), "Перчатка" (Der Handschuh, слова Шиллера, ор. 87, 1850 г.), 6 романсов (слова В. фон дер Нойна, ор. 89, 1850 г.), 6 стихотворений Н. Ленау и Реквием (старокатолическое стихотворение, ор. 90, 1850 г.), 3 романса из "Еврейских песен" Байрона (с арфой или с фортепьяно, ор. 95, 1849 г.), Песни и романсы из "Вильгельма Мейстера" Гёте (ор. 98-а, 1849 г.), 7 песен "На память о поэтессе Елизавете Кульман" (ор. 104, 1851 г.), 6 романсов (слова Т. Ульриха, Мёрике, П. Хайзе, Г. Кинкеля, ор. 107, 1851-1852 гг.), 4 гусарские песни (4 Husarenlieder, слова Ленау, ор. 117, 1851 г.), 3 стихотворения из Лесных песен С. Пфариуса (3 Gedichte aus den Waldliedern von S. Ptarrius, op. 119, 1851 г.), 5 весёлых песен (5 heitere Gesange, cлова Буддеуса, К. Кандидуса, Мерине, Ф. Брауна, ор. 125, 1851 г.), 5 песен и романсов (cлова Ю. Кернера, Гейне, М. Г. фон Штрахвица, Шекспира, ор. 127, 1850-1851 гг.), Стихотворения королевы Марии Стюарт (Gedichte der Konigin Marie Stuart, из сборника старой английской поэзии, ор. 135, 1852 г.), 4 романса (cлова Гейне, Кернера и Лили Бернхард, ор. 142, 1852 г.)
Произведения для двух голосов с фортепьяно: 4 дуэта (cл. Р. Райника, Бёрнса, А. Грюна, ор. 34, 1840 г.), 3 двухголосные песни (cлова Райника, С. А. Мальмана и народные, ор. 43, 1840 г.), 4 дуэта (cлова Рюккерта, Кернера, Гёте, К.Ф. Хеббеля,ор. 78, 1849 г.), Песня девушки (cлова Е. Кульман, ор. 103, 1851 г.)
Произведения для нескольких голосов с фортепьяно: 3 стихотворения Гейбеля (3 Gedichte von Е. Geibel, op. 29, 1840 г.), Романсы для женских голосов (квартета) с фортепьяно ad libitum (тетрадь 1-я, ор. 69, 1849 г.; тетрадь 2-я, ор. 91, 1849 г.), "Испанский лидершпиль" (Spanisches Liederspiel, тексты народных испанских песен в немецком переводе Гейбеля, ор. 74, 1849 г.), Любовные песни (Minnespiel, слова из "Весны любви" Рюккерта, ор. 101, 1849 г.), 3 песни для женских голосов (трио) (слова Л. Бехштейна, X. Л. Эгрю, Рюккерта - из Саади, ор. 114, 1853 г.), Испанские любовные песни (Spanische Liebeslieder, цикл романсов в переводе с испанского, часть 1-2, немецкие тексты Гейбеля, с фортепьяно в 4 руки, ор. 138, 1849 г.), Немецкий Рейн (Der Deutsche Rhein, cлова H. Беккера, для голоса и хора с фортепьяно, 1840 г.), "Пастушеская песня" (Hirtengesang, слова А. фон Дросте-Гюльсхоф, 1846 г.
Произведения для мужского хора а саррella: 6 песен (слова Мозена, Гейне, Гёте, Райника, ор. 33, 1840 г.), 3 песни (слова Эйхендорфа, Рюккерта, Ф. Клопштока, ор. 62, 1847 г.), Ритурнели Фридриха Рюккерта в канонической форме (ор. 65, 1847 г.), Охотничьи песни (Jagdlieder, cлова из "Охотничьего угодья" Г. Лаубе, с сопровождением 4 валторн ad libitum, ор. 137, 1849 г.), 3 песни свободы (Drei Freiheitsgesange, слова Ульриха, Ф. Фрейлиграта, Фюрста, с сопровождением духового оркестра ad libitum, 1848 г.)
Произведения для смешанного хора a cappella: 5 песен ор. 55 (слова Бёрнса, 1846 г.), 4 песни (слова К. Паппе, А. Платена, Мёрике, Рюккерта, ор. 59, 1846 г.), Романсы и баллады (тетрадь 1-я, ор. 67, 1849 г.; тетрадь 2-я, ор. 75,1849 г.; тетрадь 3-я, ор. 145, 1849 г.: тетрадь 4-я, ор. 146, 1849 г.), 4 песни для двойного хора (слова Рюккерта, И. Цедлица, Гёте, ор, 141, 1849 г.): мелодекламации (с фортепьяно): Прекрасная Хедвиг (Schone Hedwig, cлова Геббеля, ор. 106, 1849 г.), 2 баллады (cлова Хеббеля и Шелли, ор. 122, 1851 г.)
|
Этапы творческого пути:
8 июня (27 мая)
1810 г. |
Родился Роберт Шуман |
1928 -1830 гг. |
Изучал юриспруденцию в Лейпцигском и Гейдельбергском университетах |
1829 г. |
Берет уроки игры на фортепьяно у Фридриха Вика |
1834 г. |
Основал в Лейпциге журнал «Neue Zeilschrift fur Musik» (до 1844 был его главным редактором и автором) |
1834 –1835 гг. |
Пишет симфонические этюды ор. 13 и карнавал ор. 9. |
1840 г. |
Женился на пианистке
К. Вик (К. Шуман) |
1840 г. |
Написал более ста песен, в том числе знаменитый цикл песен "Dichterliebe"; Лейпцигский университет присвоил Шуберту звание доктора философии |
1841 г. |
Закончил первую симфонию и начал вторую d-moll (впоследствии вышедшую под названием четвертой). В том же году написаны симфониетта (увертюра, скерцо и финал) и фантазия для фортепьяно с оркестром, впоследствии составившая первую часть знаменитого фортепьянного концерта a-moll |
1842 г. |
Написал три квартета, посвященные Мендельсону, затем квинтет для фортепьяно и струнных, посвященный Кларе, квартет для фортепиано и струнных и трио |
1843 г. |
Написал обширную кантату "Рай и Пери", на слова Томаса Мура.
Преподавал в Лейпцигской консерватории.
Начал сочинение музыки к "Фаусту" Гете, но нервная болезнь от усидчивого труда помешала дальнейшей работе. |
1847 -1848 гг. |
Опера "Геновефа" |
1850 -
1853 гг. |
Жил в Дюссельдорфе, выступал как хоровой и симфонический дирижёр |
1850 г. |
Окончил фортепьянный концерт a-moll и сочинил вторую симфонию c-dur, принялся за контрапунктические сочинения, написав шесть фуг ор. 60 на темы b, a, c, h, четыре фуги ор. 72, каноны" |
1851 г. |
Третья симфония es-dur (написанная в один месяц), увертюры "Мессинская невеста", "Герман и Доротея" и "Юлий Цезарь", легенда "Странствование Розы" |
1853 г. |
Концерт для виолончели с оркестром, Tpио g-moll для фортепиано, скрипки и виолончели, две сонаты для фортепьяно и скрипки, торжественная увертюра к "Фаусту", фантазия для скрипки и оркестра и др. |
29 июля 1856 г. |
Скончался |
|
Памятник Роберту Шуману |
|