Калинников В. С.

 

Калинников Василий Сергеевич 

(1866–1900/1901)

 

 

     Несмотря на то, что Василию Калинникову довелось жить и работать в то время, когда на русском музыкальном Олимпе царили Чайковский, Римский-Корсаков и Рахманинов, его произведения не затерялись на фоне мощного звучания их сочинений, а заняли свое место в истории музыки.

    Б. Асафьев назвал Калинникова «Кольцовым русской музыки».

 

 

     Родился Калинников в с. Войны в 1866 г. (ныне Мценского района Орловской области) в семье мелкого чиновника (станового пристава) Сергея Федоровича Калиникова. Учился в Орловской духовной семинарии, где получил начальное музыкальное образование и руководил хором.

      В 1884 г. поступил в Московскую Консерваторию, но позже перешел в Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества, которое окончил в 1892 г. Среди педагогов Калинникова — С.Н. Кругликов (гармония), А.А. Ильинский (контрапункт и фуга), П.И. Бларамберг (оркестровка и композиция).

       По окончании училища Калинников играл на фаготе в оркестре, дирижировал, преподавал пение. 

     Талантливый продолжатель традиций П. И. Чайковского и композиторов «Могучей кучки» одновременно, Калинников по складу своего дарования был лириком и высокой лиризации симфонического жанра. В его творчестве проявилась характерная для конца XIX в. тенденция к синтезу важнейших направлений русского симфонизма предшествующего периода.

     Широкую известность принесла ему Первая симфония — наиболее цельное и законченное произведение композитора, где наиболее ярко отразился процесс лиризации симфонического жанра. Она наполнена светлым жизнерадостным настроением, теплотой и поэтичностью — мелодии льются широко и привольно, как русская протяжная песня. Яркая народность музыкального языка, колоритная оркестровка, широта симфонического развития выдвигает это произведение в ряд самых достойных сочинений русской классики.

     Впервые Первая симфония была исполнена при содействии музыкального критика С.Н. Кругликова (которому и была посвящена) в Киеве в 1897 г. Позже, когда симфония с неизменным успехом гастролировала по Европе дирижер

А.Н. Виноградский писал автору из Вены:  «Дорогой Василий Сергеевич! Симфония Ваша и вчера одержала блистательную победу. Право, это какая-то триумфальная симфония. Где бы я ее ни играл, всем нравится. А главное, и музыкантам, и толпе».

     Популярностью пользовались и романсы Калинникова — «На старом кургане» и фортепьянная пьеса «Грустная песенка», в которых демократические круги интеллигенции находили выражение своих вольнолюбивых стремлений.

     По заказу С. И. Мамонтова Калинников инструментовал одну из сцен оперы «Хованщина» Мусоргского (в связи с её постановкой в Московской частной опере, 1897 г.).

     В изысканно-утонченном, но отмеченном болезненностью и распадом искусстве рубежа XIX—XX вв. Калинников занимает особое место - его влекли национальные исторические сюжеты, русская старина (неоконченная опера «В 1812 году», увертюра «Былина» и пр.), а поздние сочинения (в частности, 2-я симфония) отмечены тягой к мужественной эпичности.

     Калинников был болен туберкулезом, вследствие чего с 1893 г. жил преимущественно в Крыму, где и умер в 1900 г. (по старому стилю).

 

Музыкальное наследие:

Опера: «В 1812 году» (либретто С. И. Мамонтова, 1899–1900 гг., не окончена, пролог поставлен в 1901, Московская частная опера)

 

Кантата: Иоанн Дамаскин (слова А. К. Толстого, 1890 г.)

 

Произведения для оркестра: 2 фуги (исполнены 1889 г., Москва, под управлением Калинникова),

симфоническая картина «Нимфы» (по стихотворению в прозе И. С. Тургенева, 1889 г.), сюита (1891–1892 г.), увертюра «Былина» (прим. 1892 г.), 2 симфонии (g-moll, 1894–1895 гг.; A-dur, 1895–1897 гг.), 2 интермеццо (1896 г., 1897 г.),

 

Симфоническая картина «Кедр и пальма» (по стихотворению Г. Гейне в переводе А. Н. Майкова, 1897–1898 гг., исполнена 1899 г.)

 

Произведения для струнного оркестра: Серенада (1891 г.)

 

Произведения для фортепиано в 2 руки: 9 пьес (в том числе «Грустная песня» (g-moll, 1892–1893 гг.)

 

Произведения для фортепиано в 4 руки: Полонез на темы симфонии № 1

 

Произведения для женского хора с оркестром: Баллада (Над морем красавица дева сидит, слова М. Ю. Лермонтова, 1894 г.)

 

Произведения для хора a cappella: 2 Херувимские (1885 г., 1886 г.), фуга (D-dur, 1888–189? гг.), двойная фуга Christe eleison (прим. 1889 г.)

 

Произведения для голоса с фортепиано: 10 романсов, 16 музыкальных писем

А.Ф. Арендсу, П. И. Бларамбергу,

А.Т. Гречанинову, С. Н. Кругликову,

С.И. Мамонтову и др.), трио Приди ко мне (слова А. В. Кольцова)

 

Театральная музыка: «Царь Борис», трагедия А. К. Толстого (увертюра, 4 антракта, 2 фанфары, 1898 г.)

Этапы творческого пути:

1866 г.         

 Родился в с. Войны

1884 г.

Поступил в Московскую Консерваторию, а затем перешёл в Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества

1888 г.

Изданы 3 романса Калинникова: «На старом кургане» (сл. И. С. Никитина), «Когда жизнь гнетут страданья и муки» (сл. оливанова), «На чудное плечико милой» (сл. Г. Гейне)

1889 г.

Написана симфоническая картина «Нимфы»

1891 г.

Написана «Серенада» для струнного оркестра

1892 г.

Окончил Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества

1893 г.

Переехал в Крым

1895 г.

Написана Первая симфония соль-минор, ставшая свидетельством громадного лирического дара Калинникова и принесшая впоследствии ему известность

1897 г.

Первая симфония исполнена в Киеве

1898 г.

Пишет музыку к трагедии А. К. Толстого “Царь Борис”

1900 г.

 Скончался в Крыму

      

Произведения автора, представленные в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:

       Симфония N 1 соль минор

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".