Антон Степанович Аренский родился в Новгороде 30 июня 1861 г. в семье страстно увлеченной музыкой. Его отец, врач по профессии, был любителем-виолончелистом, мать — неплохой пианисткой. Дети Аренских, коих было четверо, росли в атмосфере, насыщенной разнообразными художественными интересами. В семь лет благодаря маме Антон познакомился с фортепьяно, а в девять лет уже пробовал самостоятельно сочинять фортепьянные пьесы и романсы. Явная одаренность мальчика заставила родителей всерьез задуматься о музыкальной карьере сына.
Музыкальное образование он продолжил на курсах Руссо, в Петербурге, под руководством профессора Санкт-Петербургской консерватории К.К. Зике . По окончании курса в гимназии Аренский занимался в Санкт-Петербургской консерватории у профессоров Иогансена (контрапункт и фуга) и Римского-Корсакова (теория композиции и оркестровка). В 1882 г. он окончил петербургскую консерваторию по классу Н. А. Римского-Корсакова и сразу же был приглашен преподавателем в московскую консерваторию по классу гармонии и контрапункта.
В 1888–1895 гг. Аренский руководил концертами Русского хорового общества в Москве. А в 1894 г. он вернулся в Санкт-Петербург, где до 1901 г. возглавлял Придворную певческую капеллу.
После ухода с должности директора капеллы занимался композиторской и исполнительской деятельностью, гастролировал в России и за рубежом
Умер Аренский 12 февраля 1906 г. в Териоках (Финляндия, в то время - Российская империя).
Музыкальное наследие:
Наследие Аренского включает три оперы, две симфонии; два струнных квартета; фортепианный концерт; интермеццо для струнного оркестра; два фортепианных трио; Фантазию на темы Рябинина для фортепиано с оркестром; фортепианный квинтет; балет, несколько церковных хоров, множество романсов и более сотни фортепианных пьес.
Оперы: «Сон на Волге», «Рафаэль», «Наль и Дамаянти»
Балет: «Ночь в Египте»
Кантаты: «Лесной царь» (на текст И.В. Гёте, перевод В.А. Жуковского)
Для голоса с оркестром: баллада «Волки» (на текст А.К. Толстого), баллада «Кубок» (с хором, на текст Ф. Шиллера, перевод В.А. Жуковского), мелодекламации на тексты стихотворений в прозе И.С. Тургенева (Нимфы, Лазурное царство, Как хороши, как свежи были розы, 1903) и др.
Для оркестра: 2 симфонии (h-moll, op.4, 1883 г., и A-dur, op.22, 1889 г.), Сюита из балета «Египетские ночи», вариации на тему Чайковского (для струнного оркестра), марши
Для фортепиано с оркестром: Фантазия на темы Рябинина (ор.48, 1899 г.)
Музыка к сценическим и литературным произведениям: к инсценировке поэмы «Бахчисарайский фонтан» Пушкина, к драме «Буря» Шекспира
Романсы : «Анчар», «Ноктюрн» (А.С. Пушкин), «Вчера, увенчана душистыми цветами...» (А.А. Фет), «Я ласк твоих страшусь», «Песнь любви» (из цикла — «Маорийские песни»), «Тоска» (К. Бальмонт), «Осень» (Т.Л. Щепкина-Куперник)
|
Этапы творческого пути:
30 июня 1861 г. |
Р одился в Новгороде |
1882 г. |
Закончил Санкт-Петербургскую консерваторию, в период обучения написал фортепианный концерт и часть своей оперы «Сон на Волге» |
1882 г. -1894 г. |
Преподавал в Московской консерватории. Написал
теоретические труды: « Руководство к практическому изучению гармонии», «1000 задач» к нему и «Руководство к изучению форм инструментальной и вокальной музыки» |
1888–1895 гг. |
Руководил концертами Русского Хорового общества |
1892 г. |
Оперу Аренского «Сон на Волге» поставили в московском Большом театре |
1894 г. |
Переехал в
Санкт-Петербург, где вскоре в Мариинском театре была поставлена его одноактовую опера «Рафаэль» |
1894 - 1901 г. |
Управлял придворной певческой капеллой в Петербурге |
1900 г. |
Балет Аренского «Ночь в Египте» поставлен в Мариинском театре |
1901–1904 гг. |
Занимался концертной деятельностью |
1904 г. |
В последний раз выступил перед публикой в качестве дирижера своих вариаций для оркестра на тему легенды Чайковского: «Был у Христа младенца сад» |
12 (25) февраля 1906 г. |
Скончался в Териоках (Финляндия) |
|