Монтеверди

 

Монтеверди Клаудио (1567-1643)

 

 

     Сведения о жизни выдающегося итальянского композитора конца XVI начала XVII вв. Клаудио Монтеверди отрывочны, его творческое наследие частично утеряно, а музыка забыта вплоть до XIX в., когда она вновь была открыта К. флон Винтерфельдом. Но в тоже время значение его творчества огромно. Монтеверди - последний композитор-мадригалист эпохи Ренессанса, первый оперный автор эпохи раннего барокко и один из главных сочинителей церковной музыки

      О внешнем облике Монтеверди можно судить по двум портретам. Первый (в официальном некрологе в книге "Поэтические цветы, 1644 г.) запечатлел немолодого человека с выражением грусти и разочарования на лице. Второй, обнаруженный в тирольском музее «Фердинандеум» в Инсбруке, изображает Монтеверди годы создания опер "Орфей" и "Ариадна".

          

      Клаудио Монтеверди родился в городе Кремоне. Точный день его рождения не известен, однако существуют письменные источники, где зафиксирована дата крещения Монтеверди - 15 мая 1567 г.

     Отец композитора был врачом. Сам Клаудио, по предположению исследователей, какое-то время учился у Марк Антонио Индженьери - регента кремонского собора. В 1582 г. были опубликованы первые пять сборников его сочинений, за которые композитор получил неплохие деньги.

    Примерно в 1590 г. Монтеверди окончил обучение (скорее всего, он получил университетское образование) и стал ходатайствовать о получении места скрипача в придворном оркестре герцога Винченцо I Гонзаги в Мантуе. Так начался мантуанский период жизни Монтеверди.

    В первые годы службы Клаудио, путешествуя со своим патроном по Европе (в 1595 г. они посетили Венгрию, а в 1599 г. - Фландрию), познакомился с новой европейской музыкой, перенимая лучшие ее достижения (так, опыт Флорентийской камераты - "драмы для музыки", как первоначально называли оперу -  он перенёс в Мантую). За это время Моневерди выпустил Третий (1592 г.) а затем Четвертый (1603 г.) и Пятый (1605 г.) сборники пятиголосых мадригалов, многие из которых стали известны еще до печати. В 1607 г. появилась первая опера Монтеверди «Орфей», в 1608 г. - опера «Ариадна».

     В 1601 г. Монтеверди получил должность придворного капельмейстера при дворе Гонзаги, однако не смотря на повышение, композитора  сильно угнетало бесправное положение придворного музыканта и деспотизм меценатов. «Я предпочел бы просить милостыню, чем подвергаться снова такому унижению», — писал он впоследствии.

      В 1612 г. Монтеверди добился увольнения, а уже через год - в 1613 г. стал  руководить капеллой собора Сан-Марко в Венеции. Как следствие, в его творчестве этого периода стали преобладать церковные жанры. Большинство произведений, написанных в последние тридцать лет жизни композитора, до нас, к сожалению не дошли, основной причиной чему стал политический переворот в Мантуе в 1630 г.

     Дальнейшие сведения о судьбе Монтеверди основаны на гипотизах исследователей его жизни и творчества. Так, предполагается, что композитор принял священный сан, о чем свидельствует титульный лист издания его Музыкальных шуток. Известно так же, что Монтеверди активно писал для недавно открывшихся оперных театров Венеции. Из опер того времени до нас дошли: "Возвращение Улисса в отечество" (1640 г.) и "Коронация Попеи" (1642 г.).   

    Клаудио Монтеверди умер 29 ноября 1643 г. в Венеции.

 

Музыкальное наследие:

Оперы: "Орфей" (Сказание об Орфее, La favola d'Orfeo, 1607 г.), "Ариадна" (1608 г.), "Мнимая сумасшедшая Ликори" (La finta pazza Licori, 1627 г. (?)), "Любовь Дианы и Эндимиона" (Gli amori di Diana e d'Endimiоne, 1628 г.), "Похищенная Прозерпина" (Proserpina rapita, 1630 г.), "Адонис" (1639 г.), "Возвращение Улисса на родину" (Il ritorno d'Ulisse in patria, 1640 г., Болонья, 1641 г., театр "Caн-Кассиано", Венеция), "Свадьба Энея и Лавинии" (La nozze d'Enea con Lavinia, 1641 г.), "Коронация Поппеи" (L'incoronazionе di Poppea, 1642 г.)

 

 "Baletto" (включены в сборники мадригалов);

8 сборников мадригалов (1587 г., 1590 г., 1592 г., 1603 г., 1605 г., 1614 г., 1619 г., 1638 г.)

 

2 сборника Scherzi musicali (1607 г., 1632 г.),

сборник Canzonette a tre voci (1584 г.)

 

Духовная музыка: мессы, мотеты, мадригалы, псалмы, гимны, магнификат, и др.

 

Этапы творческого пути:

1567 г.

Родился в Кремоне

1582 г.

Опубликовал первые произведения

1590 г.

Начал работать на Винценцо Гонзага

1592 г. Третий сборник мадригалов
1601 г. Придворный капельмейстер
1603 г. Четвертый сборник
1605 г. Пятый сборник
1607 г. Опера "Орфей"
1608 г. Опера "Ариадна"
1610 г. "Псалмы вечерни"

С 1613 г.

Руководил капеллой соборой Сан-Марко в Венеции

1624 г. "Поединок Танкреда и Клоринды"
1627 г. Опера "Мнимая сумасшедшая"
1631 г. Торжественная месса с музыкой Монтеверди
1640 г. Опера "Возвращение Улисса в отечество"

1642 г.

"Коронация Поппеи"

29 ноября 1643 г.

Скончался

 

 

 

 

Произведения автора, представлен

ные в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:

 

 

 




НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".