Оперы на основе произведений Н.В. Гоголя, В. Гюго, Г. Флобера

 

Оперы на основе произведений

Н.В. Гоголя, В. Гюго, Г. Флобера

 Н. В. Гоголь,  рисунок

Э.Д. Мамонова, 1852 г.

     Великий русский певец Ф.И. Шаляпин заявил: «...Считаю Мусоргского самым гениальным создателем оперного реализма. Ни до, ни после него не было равных ему по вдохновению и творческому гению художника». А уж кто–кто, а Шаляпин в этом толк знал.

     Обладая удивительным психологическим чутьем, Мусоргский в своих операх создавал музыкальные портреты, в которых не только переживается характер личности, но и чувствуется социальная обстановка, манера поведения.

     Первой большой работой композитора стала опера «Саламбо» по Г. Флоберу. В ней Мусоргский воссоздал самобытный образ русско-библейского Востока, который имеет параллели в живописи («библейские эскизы» Александра Иванова) и в поэзии (А. Хомяков). Опера осталась незавершенной, однако, в отличие от своих законченных произведений, здесь Мусоргский смелее нарушает тяготеющие над ним нормы, ища свой путь в искусстве.

     В июне 1868 г. было сочинено первое действие комической оперы «Женитьба», на сюжет Н.В. Гоголя. Однако и она не была закончена, по причине, о которой сам автор сказал: «Женитьба» — это клетка, в которую я засажен пока не приручусь, а там на волю» (В наше время «Женитьба» была закончена М.М. Ипполитовым-Ивановым). И в то же время это был очень смелый эксперимент композитора — вокальные партии основаны на непосредственном претворении интонаций живой разговорной речи.

      «Ну, этот заткнул меня за пояс!» – сказал в сердцах мэтр русской музыки Даргомыжский (чье творчество, надо сказать, оказало на Мусоргского огромное влияние), познакомившись с фрагментами «Женитьбы».

 

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".