Чудо-ребенок. Путешествия

 

Чудо-ребенок. Путешествия

 В.А. Моцарт
в детстве 

    В январе 1762 г. Вольфгангу исполнилось шесть, а сестре его - десять с половиной лет. Оба настолько хорошо овладели техникой игры на клавесине, что отец принял решение совершить с ними первую концертную поездку. Для начала они отправились в Мюнхен, где дети успешно выступили при дворе курфюрста Баварского. Тогда Леопольд стал хлопотать об отпуске для поездки в столицу Австрии.

     В сентябре 1762 г. семейство Моцертов прибыло в Вену. Однако доступ в город им преградила таможня. Осматривая скромный багаж зальцбургского музыканта, служащие обратили внимание на тяжелый и громоздкий чемодан, из которого при ударе раздался жалобный дребезжащий звук.

     - Вы ведь в отпуск едете, не так ли? Для чего ж везете с собой тяжелые клавикорды? - спросили таможенники.

     В разговор вступил Вольфганг.

     - Мы едем давать концерты. Надо упражняться...

     - Давать концерты? - переспросил чиновник. - И ты вправду, малыш, умеешь играть на этой штуке?

     - Конечно умею, - обиделся мальчик. Он уже хотел было сесть за клавесин, но крышка инструмента оказалась запертой. - В таком случае, - не растерялся юный Моцарт, - я сыграю вам на скрипке, -  и, достав крошечную скрипочку, начал играть менуэт. Свою нехитрую пьеску маленький музыкант сыграл так ритмично, четко и вместе с тем воодушевленно, что чиновники пришли в восхищение. На багаж Моцартов быстро наклеили ярлычки, и препятствий к въезду в Вену больше не было.

 

 Чудо-ребенок

 Первая скрипка Моцарта

     С первых же выступлений в Вене дети Моцарта имели сенсационный успех. Они играли в гостиных вельмож и даже перед королевской семьей. Среди дворцовой роскоши фигурка шестилетнего артиста казалась еще более хрупкой и миниатюрной, чем обычно. Маленькие ноги в белых чулках и башмаках с пряжками забавно свисали со стула. Напудренный парик с косичкой придавал круглому личику непривычно серьезный вид. Мальчик играл сосредоточенно, с невозмутимой уверенностью. Его руки так и летали по клавишам.

     Иногда, по желанию высокопоставленных лиц, клавиатуру накрывали платком. Но и не видя клавиш, мальчик продолжал играть так же уверенно и спокойно. Тогда перед ним ставили ноты с незнакомыми пьесами. Он тут же их проигрывал "с листа".

     Феноменальное искусство Вольфганга вызвало бурю восторгов. Но несмотря на успех и любовь публики, дети тяжело переносили бесконечные гастрольные скитания. Они без отдыха разъезжали по разным городам и странам, играли и импровизировали по многу часов подряд (концерты в то время длились 4-5 часов). Все это было непосильно для ребенка, и тяжелая скарлатина положила конец венским выступлениям.

     По возвращении домой Леопольд Моцарт позаботился о том, чтобы дети продолжили свое образование. И не только музыкой, но и обычными школьными предметами.

     Вольфгангу исполнилось семь лет. У мальчика живой, пытливый ум. Музыкой он занимается уже всерьез. Своим чередом идут занятия чтением, правописанием, французским языком. Самый любимый предмет маленького Моцарта - арифметика. Считать Вольфганг учился охотно и скоро усвоил все четыре арифметических правила. Каждый день он исписывал примерами и задачками обе стороны грифельной доски, а, если места на доске не хватало, продолжал выводить большие кривые цифры прямо на столе и даже на полу.

     Летом этого же года, снова, испросив отпуск у архиепископа, Леопольд Моцарт с детьми предпринял более длительную концертную поездку, конечной целью которой был Париж. Маленький ростом, одетый в лиловый атласный камзол с миниатюрной шпагой на боку и треуголкой под мышкой, в парике с косичкой, маленький Моцарт смело подходил к клавесину и с милой непринужденностью отвешивал направо и налево поклоны. Он виртуозно исполнял свои и чужие сочинения, читал листа незнакомые произведения с такой легкостью, как будто они были ему давно известны, импровизировал на заданные темы, чисто и безошибочно играл трудные пьесы на клавиатуре, накрытой платком.

      В Париже Вольфганг много сочинял. В начале 1764 г. вышли из печати его первые четыре сонаты для скрипки и клавесина. На титульном листе было обозначено, что они написаны семилетним мальчиком.

 Моцарт, 1764,

прижизненный портрет

    Ободренный успехом пятимесячного пребывания в Париже Леопольд Моцарт в апреле 1764 г. повез детей в Лондон. В Англии после смерти Перселя не было своих композиторов мирового значения, но, несмотря на это, в XVII в. Лондон был городом высокого развития музыкальной культуры.

     В Лондоне Вольфганг познакомился с Иоганном Христианом Бахом, сыном великого Иоганна Себастьяна. Мастерская игра Баха на клавесине произвела на мальчика большое впечатление. Понравились ему и клавирные сонаты И. X. Баха - такие светлые и жизнерадостные, с певучими, ласковыми мелодиями, похожими на арии итальянских опер. Несмотря на разницу лет, оба вскоре стали большими друзьями. Нередко они импровизировали на одну и ту же музыкальную тему одновременно на двух клавесинах, немало удивляя всех, кому приходилось их слышать.

     В Лондоне восьмилетний мальчик написал еще шесть сонат для клавесина с сопровождением скрипки или флейты и, кроме того, взялся за сочинение симфонии. В течение года, проведенного в Англии, музыкальное развитие ребенка заметно продвинулось вперед. Несмотря на переезды с места на место, мальчик систематически занимался под руководством отца и музыкой, и общеобразовательными предметами.

     "Все, что он знал раньше,- писал о своем сыне Леопольд Моцарт зальцбургским друзьям,- ничто по сравнению с тем, что он умеет сейчас".  

     Жаль было расставаться с гостеприимной Англией, но срок отпуска, предоставленного Леопольду Моцарту зальцбургский архиепископом, уже давно истек. Однако, уступив настойчивым просьбам голландского посланника, Леопольд решил по дороге домой заехать в Голландию и Фландрию, что не входило в первоначальный маршрут их путешествия. 

     В результате Моцарты побывали в Гааге, Генте, Роттердаме, Амстердаме и  других местах, имея повсюду огромный успех. Как ранее во Франции и Англии, детям и здесь устраивали восторженные овации, осыпали их лестными похвалами.

     Все это, казалось, легко могло вскружить головы юным артистам. По счастью, с детьми зальцбургского органиста ничего подобного не произошло. Этому в немалой степени способствовал отец - Леопольд Моцарт. Опытный педагог, он хорошо сознавал, что, как ни велика музыкальная одаренность его детей, без упорного, настойчивого труда серьезных результатов им не достигнуть.

     "Дети мои одарены таким талантом,- писал в одном из своих писем Леопольд Моцарт,- что, помимо родительского долга, я бы всем пожертвовал ради их воспитания. Каждая потерянная минута - потеряна навеки... Но вы знаете, что дети мои привыкли к работе. Если бы что-либо могло отвлечь их от работы - я бы умер с горя".

     Однако на здоровье детей переезды с места на место и частые публичные выступления отражались плохо. Силы их расходовались беспощадно, к тому же брат и сестра часто болели.

     В ноябре 1766 г., с триумфом выступив в Париже, а так же в целом ряде городов Швейцарии и Германии, семья Моцарта вернулась в родной Зальцбург, прожив за границей почти три с половиной года.

     Тотчас же по возвращении домой отец возобновил с детьми серьезную каждодневную работу. Продолжились занятия игры на скрипке, клавесине и органе, серьезно изучалась музыкальная композиция. Кроме основных общеобразовательных предметов, Вольфганг начал обучаться латыни и итальянскому языку (в те времена для композитора это было обязательным).

     В 1767 г. Вена готовилась к придворным торжествам по случаю бракосочетания юной эрцгерцогини Марии Иозефы с неаполитанским королем. Учитывая благоприятность момента, Леопольд Моцарт в сентябре выехал с семьей в столицу Австрии. Но поездка оказалась мало удачной. В Вене началась страшная эпидемия оспы. Пришлось спешно вывозить детей из города. Нашлись друзья, предложившие семье Моцартов пристанище в Моравии. Но было поздно. И брат и сестра заболели оспой в тяжелой форме. У Вольфганга были поражены глаза, ему грозила слепота. Лишь через десять дней зрение стало восстанавливаться.

     В январе 1768 г. семья вернулась в Вену. Однако интерес к игре брата и сестры со стороны венской публики заметно остыл. Мало кто приглашал их в свои салоны. Только русский посланник князь Дмитрий Михайлович Голицын остался верен своей симпатии к маленьким зальцбуржцам. Устроенный в его дворце специально для Вольфганга и Наннерль концерт прошел с большим успехом, и это отчасти вознаградило юных артистов за равнодушие венских аристократов.

     В 1770 г. Леопольд Моцарт отвез сына в Италию. Концерты Вольфганга в итальянских городах сопровождались шумным успехом. Программы, с которыми выступал 14-летний подросток, поражали обширностью и сложностью. В них демонстрировалась не только техника игры на клавире, но и замечательное композиторское мастерство мальчика, присущий ему дар импровизации.

     В Болонье Моцарт выдержал сложный экзамен по композиции и местная Филармоническая академия избрала его своим членом. В свою очередь дирекция оперного театра в Милане заказывала ему оперу "Митридат, царь Понтийский" (по трагедии Расина). Сочиняя ее, юный композитор сознательно ориентировался на стиль тогдашней итальянской "серьезной" оперы (opera seria).

     Опера ставилась 20 раз подряд при переполненном зале. Большинство арий повторялись на бис. Двумя годами позже не меньший успех имела и вторая опера Моцарта "Лючио Силла". Однако постоянного места в Италии юному музыканту получить не удалось.

     За годы путешествий Моцартов умер архиепископ, снисходительно относившийся к частым отлучкам Леопольда. Место покойного архиепископа занял граф Иероним Колоредо. Этот угрюмый и надменный правитель не любил оперной музыки. Он считал, что подчиненные ему музыканты не должны тратить время на такое неблагочестивое занятие, как писание опер, да еще для заграничных театров. Моцартам (отцу и сыну) было дано предписание спешно вернуться в Зальцбург.

     В марте 1773 г. Вольфганг навсегда покинул Италию. Счастливая пора детства, полного разнообразных впечатлений, блестящих успехов и радужных надежд на будущее, остается позади. Начилась новая полоса жизни.




НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".