Венецианский период

 

Венецианский период

 

   

В

Венеция

     Венеция, где К. Монтеверди оказался в 1613 г., чтобы стать капельмейстером собора Сан-Марко, представляла собой в тот период город с республиканским устройством, низложенной аристократией, с богатой, политически сильной культурной буржуазией и дерзновенной оппозицией папскому престолу.

     Именно в Венеции в эпоху Возрождения было создано самое светское, жизнерадостное и реалистическое искусство во всей Италии, а в музыке особенно широко и ярко проросли первые черты и предвестники барокко.

     Монтеверди, к тому времени автору двух опер, предстояло выступить здесь во главе новой оперной школы, которая не только отличалась от предшественниц, но и далеко обогнала последних.

     Должность капельмейстера собора Сан-Марко считалась самой блестящей среди имевшихся тогда в Северной Италии. Монтеверди, долгое время страдавший от своего положения при дворе мантуйского герцога, наконец оказался на почетном и хорошо оплачиваемом посту.

    В творчестве композитора последнего тридцатилетия его жизни доминировали церковные жанры. Однако не оставил Монтеверди и сочинения опер. В 1627 г. им была написана реалистическая комическая опера "Мнимая сумасшедшая", в 1640 г. опера "Возвращение Улисса в отечество" (на либретто Дж. Бадоаро), а в 1642 г. "Коронация Поппеи" (на либретто Дж.Бузенелло). Написанию последних двух, предшествовало открытие в Венеции, в 1637 г., первого оперного театра Сан-Кассиано под руководством друзей и учеников Монтеверди - Б. Феррари и Ф. Манелли. 

     Этот театр, построенный веницианской буржуазией по собственному образу и подобию, стал коммерческим предприятием, источником дохода которого была касса. Вскоре вслед за Сан-Кассиано в Венеции открылись и другие театры (всего более десяти), и, как следствие, появилась конкуренция между ними, борьба за публику, артистов, доходы. Все это наложило отпечаток на оперно-театральное искусство - оно стало зависимо от вкусов широкой публики, что отразилось, в свою очередь, на репертуаре, постановочной части и, наконец, на стиле самой оперной музыки.

      Творчество Монтеверди сыграло большую роль в развитии итальянского оперного искусства. Всего для новых оперных театров Венеции композитор написал четыре оперы, из которых сохранились две, упомянуте выше.

      Кроме того, в Венеции были созданы шестая, седьмая и восьмая книги мадригалов, имевших большое самостоятельное значение. В 1838 г. был выпущен сборник «Мадригалы воинственные и любовные», в котором проявился глубокий психологизм мастера - в этом сборнике (куда вошли интермедия мантуанского периода "Неблагодарные женщины" и драматическая сцена на сюжет из "Освобожденного Иерусалима" Тассо "Единоборство Танкреда и Клоринды", 1624 г.) музыкально-поэтическая драматизация мадригала была доведена до последнего возможного тогда предела. А в "Единоборстве Танкреда и Клоринды" впервые появился новый драматический стиль (genere concitato) с выразительным употреблением приемов тремоло и пиццикато.

      Последним прижизненно опубликованным сборником стал Selva morale e spirituale (Духовные и нравственные блуждания, 1640 г.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".