Друзья, враги, коллеги

 

Друзья, враги, коллеги

 Моцарт и Сальери

 

     У Моцарта – это отмечали многие – почти не было друзей среди музыкантов (во всяком случае близких друзей). Моцарт вовсе не был образцовым коллегой. Как часто мы удивляемся, а бывает, и огорчаемся, когда в письмах его – пусть даже частных – натыкаемся на самые безжалостные суждения о современных ему музыкантах.

     В апреле 1764 г. Моцарты прибыли в Лондон, где прожили более года. Вскоре музыкальная семья была торжественно принята королем Георгом III. Как и в Париже, дети давали публичные концерты, во время которых Вольфганг демонстрировал свои поразительные способности.  

     Композитор Иоганн Кристиан Бах, любимец лондонского общества, сразу оценил огромный талант ребенка. Часто, посадив Вольфганга на колени, он исполнял вместе с ним на клавесине сонаты. Они играли по очереди, каждый по несколько тактов, и делали это с такой точностью, что создавалось впечатление, будто играет один человек.

     Мастерская игра Баха на клавесине произвела на мальчика большое впечатление. Понравились ему и клавирные сонаты И.X. Баха. Несмотря на разницу лет композиторы сдружились.

     Когда умер архиепископ зальцбургский, снисходительно относившийся к частым отлучкам Леопольда Моцарта, его место занял граф Иероним Колоредо, ставший для Моцарта злым гением. Он запретил юному Моцарту отлучаться без особого дозволения из города и тем более писать оперы.

     День Вольфганга начинался в передней архиепископа, где он с другими слугами ожидал его приказаний. Вечером юноша выступал в качестве клавесиниста в закрытом концерте или же как скрипач участвовал в исполнении симфоний.  Чтобы еще больше унизить всемирно известного музыканта, его сажали обедать со слугами в людской и заставляли заниматься уборкой комнат.

     После мюнхенского успеха оперы "Идоменея" композитор подал прошение об отставке, что повлекло за собой новый поток оскорблений: приближенный архиепископа, граф Арко, осыпал Моцарта бранью и в припадке ярости столкнул его с лестницы. "Человека облагораживает сердце,- писал Моцарт отцу.- Пусть я не граф, но чести во мне больше, чем у иного графа... Вам в угоду, дорогой отец, я готов пожертвовать своим счастьем, своим здоровьем, даже жизнью, но не честью. Честь моя - она мне, да и Вам, должна быть дороже всего".

      В Вене, где Моцарт обосновался после отъезда из Зальцбурга, у композитора образовался большой и самый разнообразный круг знакомых. Г рафиня Тун, князь Голицын,  в ан Свитен и многие другие   считались его лучшими друзьями. К числу хороших знакомых Моцарта принадлежал  и Глюк, живший   в то время в Вене.

     Однако  самые искренние и теплые отношения сложились у Вольфганга со стариком Гайдном. Моцарт называл Йозефа «папой» и говорил ему «ты», что было редкостью в то время , особенно при большой разнице в годах, что разделяла музыкантов. Моцарт   относился к Гайдну с почтением и   благоговением,   как   ученик   к   великому   учителю,— обстоятельство тем более замечательное, что Гайдна тогда не признавали в Вене, и свою популярность он   завоевал позднее,   по возвращении из Лондона, когда его юный друг уже покоился в   могиле.   Моцарт посвятил Гайдну шесть больших квартетов, подчеркивая, что именно у Гайдна он   научился, как их писать.

     Об отношении Моцарта к Гайдну можно судить и по следующему  эпизоду :   В   Вене жил некто Кацелух, хороший пианист и дурной композитор.   За неудачу   своих произведений он питал ненависть ко всем, чьи сочинения пользовались   успехом,   и всегда всех бранил. Однажды он сказал   Моцарту   про одно из   произведений Гайдна: «Вот это мне не нравится, вот этого я бы так не сделал».   «И   я тоже,— ответил ему Моцарт спокойно,— но потому только, что ни вам, ни   мне этого бы в голову не пришло». Этими словами Моцарт доказал свою преданность Гайдну и нажил себе непримиримого врага в Кацелухе.

     Гайдн же всегда и   всем  говорил, что считает Моцарта величайшим гением   своего   времени. Когда Гайдн уезжал в Лондон, Моцарт  провожал его со слезами, уверенный, что больше им уже не суждено будет свидется . И он не ошибся - это свидание действительно оказалось   последним.  С тарик   пережил своего молодого друга и оплакал его преждевременную кончину.

     Рассказ о друзьях и врагах Моцарта был бы не полным без упоминания имени Сальери, которое связано с легендой об отравлении Вольфганга. Однако исторически этот факт не находит подтверждения. Итальянский историк музыки Андреа Делла Корте, разбирая вопрос о взаимоотношениях Сальери и Моцарта, высказал следующее мнение: "Свою долю в то, чтобы испортить отношения между двумя музыкантами, могли внести сплетники".

     Несомненно, отношения между двумя композиторами были не простые, хотя и корректные внешне. Это, однако, не помешало Сальери включить в программу двух весенних концертов 1791 г. "большую симфонию сочинения г. Моцарта". Сальери лично дирижировал ее исполнением. Он же разрешил Алоизии Ланге вставить в сцены из оперы Паизиелло "Федра", которые были показаны в тех же концертах, дополнительную арию Моцарта.

    




НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".