Сочинения церковных жанров

 

Сочинения церковных жанров

 

В.А. Моцарт

     Большинство духовных композиций Моцарта возникло в период его пребывания на службе у зальцбургского архиепископа Иеронима Колоредо (до 1781 г.). Ограниченный, чванливый и сварливый Колоредо не любил музыку и требовал от композитора быть предельно лаконичным - поэтому духовные сочинения Моцарта отличаются относительной краткостью (исключение составляет исполненная в Зальцбурге, но написанная в Вене, Большая месса до минор, и созданный десять лет спустя "Реквием").

     Наряду с мессами (около 20) и мотетами перу Моцарта принадлежат 4 литании и 2 вечерни. Литания (лат. Litania - просьба, моление) - молитва, обращенная к Богу, Марии или святым с просьбой о заступничестве и помиловании. До Моцарта к форме многоголосных литаний обращались такие знаменитые композиторы как О. Лассо, Дж. Палестрина, Й. Фукс, А. Кальдара, а также многочисленные музыканты второго плана, в том числе и старшие современники Моцарта в Зальцбурге (Й. Эберлин, Михаэль Гайдн, отец композитора Леопольд и др.) Моцарт дважды озвучивал тексты так называемых "литаний причастия" (Sakramentslitanei) и - также дважды - литаний Lauretana. Так назывался небольшой городок в Италии, который славился своей лавровой рощей (нем. Lorbeerhain), находящейся в провинции Анкона на берегу Адриатического моря. До сих пор он почитается как место паломничества Марии и именно к Марии обращен текст молитв литаний этого типа (другое название - Marienlitanie).

     Первая Lauretana была написана пятнадцатилетним Моцартом в 1771 г. (KV 109), вторая, KV 195 - спустя три года в 1774 г. Обе литании озвучивают текст, канонизированный папой Сикстом V в 1587 г. Они с успехом исполнялись в Зальцбурге, причем все сопрановые соло пел знаменитый кастрат, член придворной капеллы Франческо Цессарелли. Lauretana ре мажор KV 195 предназначена для солистов, хора и оркестра и, как обычно, включает в себя пять частей. Значительно возросший по сравнению с первой Lauretana состав оркестра говорит о том, что она исполнялась в кафедральном соборе. Все части строятся по принципу контраста. Это не только обычный темповый и образный контраст, но и противопоставление старинной, традиционной стилистической манеры письма и новой, светской, в которой преобладают оперные и даже симфонические черты. В первой части (Kyrie) отчетливо просматриваются закономерности сонатной формы: медленное вступление, далее две самостоятельные темы, разработка и реприза. Во второй и четвертой частях (соответственно, Sancta Maria и Regina angelorum) скорость очень велика, особенно в достаточно протяженных ритурнелях. Подлинного восхищения заслуживает прозрачность инструментовки, богатство и выразительность гармонии. Все эти качества с особой яркостью проявляются в заключительном Agnus Dei, покоряющим непревзойденной по задушевности мелодической кантиленой.

     Обе вечерни (лат. vesper - вечер) KV 321 и KV 329 можно с полным основанием считать художественно равноценными. Вечерни имеют место как в католической, так и православной церквах, однако ни содержание молитв, ни музыкальное оформление в них не совпадают. Католическая Vesper включает пять псалмов (Dixit Dominus, Confitebor, Beatus vir, Laudate pueri и Laudate Dominum) и Magnificat (хвалебная песнь Девы Марии Господу), которые предваряются и разъединяются антифонами, чтением глав Священного писания, обрядовым гимном и молитвами. Все 6 частей музыкальной композиции, каждая из которых завершается малым славословием в честь Святой Троицы, могут исполняться без перерыва только в концертном варианте. Пятая, предпоследняя часть вечерни KV 329 "Laudate Dominum" на текст псалма 117 (116) контрастирует предыдущей фуге своим ярко выраженным гомофонным характером. Это - лирическая кульминация всей композиции, "пасторальная идиллия, полная сладких грез" (Г. Аберт). Чарующая мелодия солирующего сопрано, вызывающая ассоциации с песенной лирикой Шуберта, удивительно естественно и трогательно подхватывается хоровым завершением на словах "Gloria Patri…"




НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".