Сен-Санс

 

Сен-Санс Камиль (1835-1921)

 

“Я живу в музыке, как рыба в воде”

 К. Сен-Санс

 

    Французский композитор Шарль Камиль Сен-Санс родился 9 октября 1835 г. в Париже. Мальчика, рано потерявшего отца, воспитывали бабушка и мать - художница-акварелистка.

     Первое знакомство Камиля с музыкой состоялось, когда тому едва исполнилось два года, а вскоре после этого он стал пробовать свои силы в сочинительстве. Самая ранняя из сохранившихся записей датирована 22 марта 1839 г. А в пять лет Камиль впервые выступил в одном из парижских салонов.

     Когда в 1843 г. Сен-Санса отдали в обучение к известному пианисту и композитору Камилю Стамати, тот был поражен уровнем подготовки семилетнего мальчика. Гармонией и котрапунктом Сен-Санс занимался у Пьера Маледана. 

     В 1846 г. состоялся его дебют как пианиста в зале “Плейель”, с чего началась пианистская карьера Сен-Санса.

     В 1848 г. композитор поступил в Парижскую консерваторию (класс органа Франсуа Бенуа), которую окончил в 1852 г., после чего принял участие в конкурсе на получении Римской премии, которая давала возможность продолжить музыкальное образование в Риме за казенный счет. Однако получил он ее лишь со второй попытки в 1864 г. На суд комиссии Сен-Санс представил Первую симфонию, созданую в 1853 г. Шарль Гуно, который присутствовал при ее исполнении высоко оценил это произведение.

    И все же наибольшую популярность завоевал необыкновенный исполнительский дар Сенс-Санса. Как следствие, он более двадцати лет работал органистом в разных соборах Парижа (в том числе, церкви Ла Мадлен). Чтобы послушать игру выдающегося музыканта в церковь Ла Мадлен специально приезжали такие знаменитые современники Сен-Санса, как Клара Шуман, Антон Рубинштейн, Пабло Сарасате.

     Об удивительном исполнительском таланте Сен-Санса говорит  и воспоминание Ганса фон Бюлов: “Как-то раз мы беседовали с Вагнером. Вместе с нами в комнате находился Сен-Санс. Не зная достаточно немецкий, Сен-Санс вскоре стал скучать и, чтобы чем-то заняться, взял лежавшую рукопись партитуры “Зигфрида”, еще незаконченную, поставил ее на фортепьяно и начал играть. Вагнер и я умолкли. Никогда я не слышал такого чтения партитуры, причем prima vista. Мы были поражены. Вагнер не мог проронить ни слова. Я тоже в состоянии играть по партитуре, но ни я, никто другой из тогда здравствовавших музыкантов не мог бы сделать это так, как Сен-Санс. Он величайший музыкальный ум нашего времени”.

      В 1857 г. состоялся дебют Сен-Санса как дирижера. Композитор дирижировал своей симфонией в Фа-мажоре, за которую Общество Св. Цецилии в Бордо избрало его своим почетным членом. В 1863 г. Общество Св. Цецилии вновь отметило творчество композитора, присудив ему первую премию за увертюру "Спартак".

    Сен-Санс писал музыку с поразительной скоростью. "Рождественская оратория" была им написана за двенадцать дней, а Второй концерт для фортепьяно с оркестром за семнадцать дней.

     О Втором концете П.И. Чайковский сказал: "Сочинение это чрезвычайно красиво, свежо, изящно и богато прелестными деталями. В нём отражается и замечательно близкое знакомство с классическими образцами, от которых автор заимствовал необыкновенное искусство в уравновешенности, законченности формы, и вместе весьма самобытная творческая индивидуальность. Все симпатические черты его национальности: искренность, горячность, тёплая сердечность, ум дают себя чувствовать... на каждом шагу...".

     К этому времени за Сен-Сансом уже закрепилась слава одного из лучших современных композиторов.  В 1868 г. он получил звание кавалера ордена Почетного легиона.

     В 70-е гг. XIX в. творческая активность композитора заметно возрастает. Одно за другим появляются такие произведения, как первая симфоническая поэма "Прялка Омфалы", вторая симфоническая поэма "Фаэтон" (по сюжету известного мифа о сыне Гелиоса) и, наконец, наиболее популярная третья симфоническая поэма "Пляска смерти", партитура которой поражает стройностью, богатством красок и прозрачностью. 

     В 1876 г. Сен-Санс окончил партитуру оперы "Самсон и Далила" - самого выдающегося произведения композитора в этом жанре. В том же году он написал четвертую - последнюю симфоническую поэму "Юность Геракла".

     В 1877 г. Сен-Санс оставил службу в церкви Ла Мадлен, а вскоре он получил солидное наследство, которое позволило ему целиком посвятить себя творчеству. В 1882 г. композитор закончил оперу "Генрих XVIII", а затем осуществил свой давний замысел - написал зоологическую фантазию "Карнавал животных".

     После 1890 г. композитор мало писал и много путешествовал.

      Умер Камиль Сен-Санс 16 декабря 1921 г. в Алжире.  

 

Музыкальное наследие: 

Оперы: "Серебряный колокольчик" (Le timbre d'argent, 1864 г.; новая редакция 1913 г.), "Жёлтая принцесса" (La princesse Jaune, 1871 г.), "Самсон и Далила" (1867-1876 гг.), "Этьен Марсель" (1878 г.), "Генрих VIII" (1880-1882 гг.), "Прозерпина" (1887 г.), "Асканио" (1888 г.), "Фрина" (1893 г.), "Варвары" (Les barbares, 1901 г.), "Елена" (1903 г.), "Предок" (L'ancкtre, 1905), "Деянира" (1910 г.)

 

Балет: "Жавотта" (1896 г.)

 

Произведения для солистов, хора и оркестра: оратории Рождественская (Oratorio de Noil, op. 12, 1858 г.), "Потоп" (Le deluge, op. 45, 1874 г.), "Обетованная земля" (The promised land, 1913 г.), кантаты "Свадьба Прометея" (Les noces de Promеthеe, op. 19, 1867 г.), "Лира и арфа" (ор. 57, 1879 г.), "Небесный огонь" (Le feu cеleste, op. 115, 1900 г.), "Слава Корнеля" (La gloire de Corneille, op. 126, 1906 г.) и "Слава" (La gloire, op. 131), месса (op. 4, 1856 г.), реквием (op. 54, 1878 г.), баллада "Невеста литавриста" (La fiancйe du timbalier, op. 82, 1887 г.), Гимн рабочим (Hymne aux travailleurs, op. 142, прим. 1915 г.), "Гимн Уругваю" (1916 г.), "В честь Америки" (гимн, 1917 г.), "Гимн миру" (Hymne а la paix, op. 159, 1919 г.) и др.

 

Произведения для оркестра: 3 симфонии (Es-dur, op. 2, 1852 г.; a-moll, op. 55, 1859 г.; симфония с органом, c-moll, ор. 78, 1886 г.), симфонические поэмы "Прялка Омфалы" (Le rouet d'Omphale, op. 31, 1871 г.), "Фаэтон" (Phaеton, op. 39, 1873 г.), "Пляска смерти" (Danse macabre, op. 40, 1874 г.) и "Юность Геракла" (La Jeunesse d'Hercule, op. 50, 1877 г.), сюита для оркестра (ор. 49, 1877 г.), Алжирская сюита (Suite algеrienne, ор. 60, 1879-1880 гг.), Праздничная увертюра (Ouverture de fite, op. 133, 1910 г.), Героический марш (Marche hеroique, op. 34, 1871 г.), баркаролла "Ночь в Лисабоне" (Une nuit а Lisbonne, op. 63, 1880 г.), "Арагонская охота" (Jota ara-gonesa, op. 64, 1880 г.), "Гимн В. Гюго" (Hymne а V. Hugo, с хором ad libitum, op. 69, 1881 г.) и др.

 

Произведения для фортепиано с оркестром: 5 концертов (D-dur, ор. 17, 1862 г.; g-moll, op. 22, 1868 г.; Es-dur, op. 29, 1869 г.; c-moll, op. 44, 1875 г.; F-dur, op. 103, 1896 г.), "Овернская рапсодия" (Rapsodie d'Auvergne, C-dur, op. 73, 1884 г.), фантазия "Африка" (ор. 89, 1891 г.)

 

Произведения для скрипки с оркестром: 3 концерта (A-dur, ор. 20, 1859 г.; C-dur, op. 58, 1879 г.; h-moll, op. 61, 1880 г.), Интродукция и рондо-каприччиозо (ор. 28, 1863 г.), Романс (также с фортепиано, ор. 48, 1874 г.), Концертная пьеса (Morceau de concert, e-moll, op. 62, 1880 г.), Гаванка (Havanaise, op. 83, 1887 г.), "Андалусское каприччио" (Le caprice andalou, op. 122, 1904 г.)

 

Произведения для виолончели с оркестром: 2 концерта (a-moll, ор. 33, 1873 г.; d-moll, op. 119, 1902 г.)

 

Произведения для инструмента с оркестром: Концертная пьеса (для арфы, ор. 154, 1918 г.), Романс (для валторны, ор. 36, 1874 г.), Концертная пьеса (для валторны, ор, 94, 1893 г.), Романс (для флейты, ор. 37, 1874 г.), Маленькая ода (Odelette, для флейты, ор. 162, 1920 г.), фантазия "Кипарис и лавры" (Ciprйs et lauriers, для органа, ор. 156, 1918 г.), Тарантелла (для флейты и кларнета, ор. 6, 1857 г.), Муза и поэт (La muse et le poиte, дуэт для скрипки и виолончели, ор. 132, 1909 г.)

 

Произведения для духового оркестра: марш "Восток и Запад" (Orient et Occident, op. 25, 1869 г.)

 

Произведения для ансамбля инструментов: "Зоологическая фантазия. Карнавал животных" (Fantaisie zoologique. Le carnaval des animaux, для 2 фортепиано, 2 скрипки, альта, виолончели, контробаса, флейты, фисгармонии, ксилофона и челесты, 1886 г.)

 

Камерно-инструментальные ансамбли: в том числе для скрипки и фортепиано - 2 сонаты (d-moll, ор. 75, 1885 г.; Es-dur, op. 102, 1896 г.), Колыбельная (Berceuse, op. 38, 1874 г.), Триптих (ор. 136, 1912 г.), 2 элегии (op. 143, 1915 г.; ор. 160, 1920 г.), для виолончели и фортепиано - сюита (ор. 16, 1866 г.), 2 сонаты (c-moll, op. 32, 1872 г.; F-dur, op. 123, 1905 г.), Allegro appassionato (op. 43, 1873 г.), Романс (D-dur, op. 51, 1877 г.); 6 дуэтов для фисгармонии и фортепиано (ор. 8, 1858 г.), Фантазия для скрипки и арфы (ор. 124, 1907 г.), Кавати - на для тромбона и фортепиано (ор. 144, 1915 г.), Молитва (La priиre), для виолончели и органа (ор. 158), соната для гобоя и фортепиано (D-dur, ор. 166, 1921 г.), соната для кларнета и фортепиано (Es-dur, ор. 167, 1921 г.), соната для фагота и фортепиано (G-dur, ор. 168, 1921 г.), 2 фортепиано трио (F-dur, ор. 18, 1869 г.; e-moll, op. 92, 1892 г.), Романс для фортепиано, органа и скрипки (ор. 27, 1868 г.), 2 струнного квартета (e-moll, ор. 112, 1899 г.; G-dur, op. 153, 1918 г.), фортепианный квартет (B-dur, op. 41, 1875 г.), Серенада для фортепиано, органа, скрипки и альта (ор. 15, 1865 г.), Каприччио на датские и русские народные темы для флейты, гобоя, кларнета и фортепиано (ор. 79, 1887 г.), Баркарола для скрипки, виолончели, органа и фортепиано (ор. 108, 1898 г.), фортепианный квинтет (a-moll, ор. 14, 1865 г.), вальс-каприс "Свадебный пирог" (Wed-ding-cake) для фортепиано и струнных инструментов (As-dur, ор. 76, 1886 г.), септет для трубы, 2 скрипки, альта, виолончели, контробаса и фортепиано (Es-dur, ор. 65, 1881 г.)

 

Произведения для фортепиано в 2 руки: багатели, мазурки, этюды, вальсы, фуги, "Воспоминания об Италии" (Souvenir l'Italie, ор. 80, 1887 г.), "Воспоминания об Исмаилии" (Souvenir d'Ismaпlia, op. 100, 1894 г.) и др.

 

Произведения для фортепиано в 4 руки: Дуэттино (ор. 11, 1858 г.), Баллада (ор. 59, прим. 1879 г.) и др.

 

Произведения для 2 фортепиано: Вариации на тему Бетховена (ор. 35, 1874 г.), скерцо (ор. 87, 1889 г.), "Арабский каприс" (Caprice arabe, ор. 96, 1894 г.), "Героический каприс" (Caprice hйroпque, op. 106, 1897 г.)

 

Произведения для органа: Три рапсодии на бретонские темы (ор. 7, 1866 г.), 3 прелюдии и фуги (ор. 99, 1894 г.), 7 импровизаций (ор. 150, 1898 г.), фантазия (op. 157, 1919 г.), и др.

 

Произведения для голоса с фортепиано: около 100 романсов и песен на тексты В. Гюго, Э. Легуве, П. Верлена, Ронсара и др., в т. ч, вокальные циклы "Персидские мелодии" (Mйlodies persanes, слова А. Рено, ор. 26, 1870 г.), "Красный пепел" (La cendre rouge, слова Ж. Докуа, ор. 146, 1915 г.)

 

Вокальные дуэты

 

Хоры (a cappella и с сопровождением)

 

Духовная музыка

 

Музыка к спектаклям драматического театра: "Антигона" (трагедия Софокла, 1893 г., театр "Комеди Франсез", Париж), "Деянира" (трагедия Л. Галле, 1898 г., Безье), "Паризатис" (драма Ж. Дьёлафуа, 1902 г., там же), "Андромаха" (трагедия Расина, 1902 г., поставлено 1903 г., театр Сары Бернар, Париж), "Убийство герцога Гиза" (L'assassinat du duc de Guise, кинематографическая драма А. Лаведана, 1908 г.), "Вера" (La foi, пьеса Э. Бриё, 1908 г., поставлено 1909, Монте-Карло), "С любовью не шутят" (On ne badine pas avec l'amour, пьеса А. Мюссе, 1916 г., поставлено 1917 г., театр "Одеон", Париж) и др.

Этапы творческого  пути:

9 октября 1835 г.

Родился в Париже

С 1848 г. 

Учился в Парижской консерватории

1853 - 1877 гг.

Первая Работал органистом в соборах Парижа  

1861 - 1865  гг.

Преподавал игру на фортепиано в школе

Л. Нидермейера

1871 г.

Один из организаторов Национального музыкального общества

1874 г. "Пляска смерти"
1877 г. Опера "Самсон и Далила"
1880 г. 3-й концерт

1881 г.

Член Института Франции

1886 г. 3-я симфония
1886 г. Фантазия для оркестра "Карнавал животных"

1893 г.

Почетный доктор Кембриджского университета

1893 г. "Фрина"
1901 г. "Варвары"

1909 г.

Почётный член Петербургского отделения Русского музыкального общества

1921 г.

Скончался в Алжире

 

 

 "Пляска смерти". К. Сен-Санс

 

Произведения автора, представленные в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:




НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".