Жар-птица

 

"Жар-птица"

 

 Леон Бакст. Эскиз костюма к балету "Жар-птица"

     Сергей Дягилев считал, что для поднятия престижа русского балета необходимо создать и показать в Париже русскую балетную сказку. Композитору А.К. Лядову предложили написать музыку на великолепное либретто Михаила Фокина на сюжет «Жар-птицы», который был создан в свою очередь по мотивам русских сказок. Тот согласился, но вскоре потерял к работе интерес, а в результате подвел своих заказчиков. Времени оставалось совсем мало. И тогда Дягилев решил рискнуть и доверил эту работу молодому композитору Игорю Стравинскому.

     Дягилев заинтересовался Стравинским еще раньше. Зимой 1909 г., он услышал его «Фантастическое скерцо». Позднее вместе с Фокиным Дягилев побывал на исполнении симфонической миниатюры «Фейерверк» и укрепился в своем первоначальном впечатлении. Фокин всецело разделил его мнение: «Музыка эта горит, пылает, бросает искрами. Это то, что мне надо для огневого образа в балете».

     Премьера балета "Жар-птица" состоялась 25 июня 1910 г. на сцене парижской Гранд Опера. Костюмы Жар-птицы и Царевны были созданы А.Н. Бенуа. Оформление было стилизовано художниками в духе эстетических идей «серебряного века».

     Несмотря на то, что в этом произведении еще очень велико влияние музыки Римского-Корсакова, парижскую публику покорила как раз яркость и красочность самобытного стиля Игоря Стравинского.

  

 

 

ЖАР-ПТИЦА

Балет-феерия в одном действии

 

Краткое содержание

 

     В некотором царстве, в некотором государстве жили-были Иван-царевич и Царевна Краса Ненаглядная. Пришла пора — полюбили они друг друга. Вот однажды пошли они гулять и забрели в лес дремучий. А лес этот был не простой, а волшебный.

 

     Было это царство Поганое злого Кощея Бессмертного. Сам он спал, на цепях железных качаясь, а рядом с ним яйцо светящееся, а в нём смерть Кощея. На ветвях сидит Жар-птица — яблоки золотые клюёт.

А Царевич с Царевной ничего не замечают, всё целуются, да милуются.

 

     Но вот Кощей стал во сне с боку на бок ворочаться. Зашевелился, ожил заветный лес, полетела Жар-птица, пёрышко уронила. Иван-царевич и бросился во след за тем пёрышком огненным.

    

     Осталась Царевна Краса Ненаглядная одна одинёшенька в тёмном лесу. Кругом Окаяшки, да Билибошки — слуги Кощеевы. Снуют, щиплют её, щекочут. Страшно Царевне, заплакала она. А Кощей-то руку протянул, тронул её, и застыла Царевна как мёртвая.

 

     А Иван гонялся, гонялся за пёрышком, да и поймал самою Жар-птицу.

И видит Иван, будто это вовсе не Жар-птица, а Царица Заморская. Понравился ей Иван и заворожила его Царица Заморская так, что забыл он невесту свою Красу Ненаглядную. А как опомнился, снова стала колдовать влюблённая Жар-птица. Вызвала она двенадцать царевен и все как две капли воды на невесту Иванову похожи — выбирай мол. А Царевны те тоже были заворожённые. Стали девушки с Иваном в жмурки играть, и узнал он свою любимую по ручкам её ласковым, да по сердечку трепетному. Помолвили Царевны-подружки Ивана с невестой его.

    

     Разозлилась Жар-птица, разбудила Кощея и бросилось всё поганое воинство вдогонку за Иваном и его невестой. Разбежались царевны в разные стороны.

 

Не догнал Кощей влюблённых, и вызвал он самого Змея Горыныча. И прилетел Змей. Пленили они Ивана и Красу Ненаглядную и подружек её, что Кощея ослушались. И снова ворожит Жар-птица — хочет Ивана завлечь. Но собрался Иван со всей своей силой богатырской и победил Змея Горыныча, а яйцо святящееся, где Смерть Кощея хранилась, оземь разбивает. Тут Кощею конец настал, а Жар-птица осталась ни с чем. И в тот же миг исчезло Царство Поганое, а вместо него возник город заснеженный с золотыми куполами. Ожили заколдованные девушки. Тёплыми платками укутали их Витязи Прекрасные, и сыграли свадьбу Ивана-царевича и Царевны Красы Ненаглядной. И мы там были, мёд-пиво пили, по губам текло, а в рот не попало.

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".