Рахманинов С. В.

 

Рахманинов Сергей Васильевич

(1873–1943)

 

«Не хочу ради того, что я считаю только модой,

изменять постоянно звучащему во мне, как в шумановской фантазии тону,

сквозь который я слышу окружающий меня мир»

С. В. Рахманинов

 

  

     При жизни Рахманинова нещадно бранили за три «греха»: старомодность, отсталость, салонность. Музыка Рахманинова действительно намного ближе к традиции Чайковского и Римского-Корсакова, чем, например, его товарища по консерватории Скрябина. Композитор принадлежал к той породе музыкантов, которые считали мелодию важнейшим элементом музыки, наиболее гибко проникающим в глубь явления и наиболее точно воссоздающим самые существенные его черты.

     Фортепьянные концерты Рахманинова — это «музыкальные романы», которые глубиной, обаянием, типично русской духовной атмосферой напоминают прозу Толстого, Чехова, полотна Левитана, стихи Надсона, Бунина, Тютчева...

     Сергей Рахманинов родился 20 марта (1 апреля по новому стилю) 1873 г. в имении своих родителей Онег, недалеко от Новгорода. Отец композитора, Василий Аркадьевич, происходил из дворян Тамбовской губернии.

     Склонность к музыке была характерной чертой всех Рахманиновых. Она ярко проявилась у деда композитора — Аркадия Александровича Рахманинова — пианиста-любителя, автора салонных романсов, выступавшего в свое время в благотворительных концертах и в музыкальных салонах Тамбова, Москвы, Петербурга и знакомого с видными музыкантами своего времени.

     Музыкальная одаренность Сергея Рахманинова обнаружилась уже в раннем детстве. «Я помню себя с четырех лет, и странно, но все мои детские воспоминания, хорошие и плохие, печальные и счастливые, так или иначе обязательно связаны с музыкой. Первые наказания, первые награды, которые радовали мою детскую душу, неизменно имели непосредственное отношение к музыке» («из воспоминаний С. Рахманинова).

     С 4-х лет он начал обучаться игре на фортепьяно, сначала под руководством матери, затем А.Д. Орнатской - знакомой родителей композитора.

     В начале 1880-х гг. материальные проблемы вынуждают Рахманиновых продать имение Онега и переехать в Петербург. Осенью 1882 г. С.В. Рахманинов поступает на младшее отделение Петербургской консерватории.

     Из музыкальных впечатлений тех лет Рахманинов вспоминает восторг первого знакомства с творчеством

П.И. Чайковского, которое произошло благодаря старшей сестре композитора: «Наслаждение, с которым я слушал ее пение, не поддается описанию. Как раз в то время упрочилась извест­ность и популярность Чайковского, впоследствии сыгравшего такую большую роль в моей жизни. Именно сестра впервые ввела меня в мир его музыки, захватившей мою душу. Она часто пела романс «Нет, только тот, кто знал», и, несмотря на ее юный возраст, а может быть, именно благодаря ему, этот романс, равно как и другие, которые она изумительно пела, нравился мне несказанно...».

     В 1885 г. Сергея по совету музыканта А.И. Зилоти перевели в Московскую консерваторию, где его педагогами стали Н. С. Зверев и А. И. Зилоти (фортепьяно), А. С. Аренский и С. И. Танеев (теоретические предметы, композиция).

    Огромное значение для юного музыканта имела художественная и интеллектуальная атмосфера в доме Зверева, где он жил в Москве. Там в возрасте тринадцати лет он познакомился с П.И. Чайковским, дружбой и поддержкой которого Рахманинов очень дорожил.

     В годы учения в Московской консерватории выступления Рахманинова проходили с большим успехом. З0 января 1892 г. он дал свой первый самостоятельный концерт, в котором выступил не только как пианист, но и как автор ряда произведений. К этому периоду относится написание романса «В молчанье ночи тайной» и 1-го концерта для фортепьяно с оркестром (1891 г.).

     29 мая 1892 г. С.В. Рахманинов закончил консерваторию с большой золотой медалью, а его имя было занесено золотыми буквами на мраморную доску в Малом зале консерватории. Дипломной работой молодого композитора стала одноактовая опера «Алеко», которая была поставлена в Большом театре, а позднее в Киеве, где композитор впервые встал за дирижерский пульт.

     В 1892–1893 гг. Рахманинов занимался концертной деятельностью, выступая в Москве, Харькове и других городах.

     Смерть П.И. Чайковского 25 октября 1893 г. стала большим ударом для Рахманинова. Под влиянием тяжелой утраты он написал "Элегическое трио", посвятив его памяти Чайковского.

     С весны 1894 г. музыкант начал педагогическую работу в Мариинском женском училище и Елизаветинском институте.

     Крупнейшим созданием молодого композитора является Первая симфония, написанная в 1895–1897 гг. Однако необычность симфонии и ее неудачное исполнение А.К. Глазуновым привели к провалу, который тяжело переживался автором.

     С 1897 г. началась дирижерская деятельность Рахманинова на посту второго капельмейстера оперного театра С.И. Мамонтова. В мамонтовском театре произошла встреча Рахманинова с Ф.И. Шаляпиным, с которым композитор будет поддерживать дружеские отношения всю жизнь.

     «Тот, кто имел счастье в своей жизни встретить и близко узнать Сергея Васильевича Рахманинова, — не мог не полюбить глубоко этого драгоценного и замечательного человека. Его многочисленные поклонники, почитатели и люди, мало его знавшие и встречавшие его большей частью после концерта, в его уборной молча подписывающим программы, судили о нем как о человеке молчаливом, мрачном и даже надменном. А между тем, сохраняя эти внешние черты, Сергей Васильевич для людей, знавших его близко, был совсем иным человеком: добрейшая душа, нежнейший семьянин, безупречный и истинный артист и интереснейший собеседник — вот главные черты его натуры и характера, к которым нужно прибавить еще одну черту, особенно ценную, — его любовь к смеху и огромное чувство юмора», — вспоминал о своем друге Ф. Шаляпин.

     Летом 1898 г. Рахманинов во время гастрольного тура по Крыму встретился с А.П. Чеховым.

     Весной 1899 г. состоялась первая концертная поездка С.В. Рахманинова за границу, в Англию. Далее последовали концерты в Европе, Москве, Петербурге, в российской провинции. На рубеже веков были созданы наиболее значительные из его произведений.

     В 1904 г. Рахманинов занял пост капельмейстера Большого театра, где работал вплоть до 1906 г.

     Во время революции 1905 г. композитор несколько раз выступал в печати с поддержкой демократических реформ.

    Осенью 1909 г. Рахманинов впервые посетил Америку, где выступил в сольных и симфонических концертах.

    В начале 1910-х гг. в творчестве композитора нашло отражение предчувствие назревающих перемен в России. В произведениях этих лет усложняется и становится более напряженным эмоционально-образный строй, усиливается интеллектуальное начало.

    Первую мировую войну 1914–1918 гг. Рахманинов воспринял как тяжелейшее испытание для России. С первого же «военного сезона» он стал постоянно участвовать в благотворительных концертах. В то же время он провел серию концертов в память А.Н. Скрябина, с которым сдружился во время учебы в Московской консерватории.

    Февральскую революцию 1917-го г. Рахманинов воспринял радостно, однако вскоре это чувство сменилось тревогой, которая все нарастала по мере развития событий. Октябрьская революция была встречена композитором настороженно. По его мнению, в связи с ломкой всего строя, артистическая деятельность в России могла прекратиться на многие годы. Поэтому, в декабре 1917 г., выехав на гастроли в Швецию, вместе с семьей, он принял решение не возвращаться на Родину.

    В 1918 г. Рахманинов переехал с семьей в Америку, на долгих восемь лет оставив композиторскую деятельность. Лишь в 1926 г. С.В. Рахманинов вновь начал сочинять музыку. В течение года им были написаны Четвертый концерт и «три русские песни» для хора с оркестром.

     В 1930 г. С.В. Рахманинов приобрел участок земли в Швейцарии, недалеко от Люцерна, где провел творчески плодотворную пору своей зарубежной жизни.

     В 1941 г., переживая за судьбу своей Родины, С.В. Рахманинов провел концерт, весь сбор от которого передал русскому генеральному консулу.

     Последний концертный сезон, несмотря на плохое самочувствие, Рахманинов начал 12 октября 1942 г. 17 февраля 1943 г. состоялся его последний концерт, после которого, из-за болезни, Рахманинов вынужден был прервать турне.

     Умер Сергей Рахманинов 28 марта 1943 г. в Калифорнии.

 

Музыкальное наследие:

Оперы: «Алеко» (либретто Вл. И. Немировича-Данченко по поэме А. С. Пушкина «Цыганы», 1892 г.), «Скупой рыцарь» (на текст Пушкина, ор. 24, 1904 г.; поставлена 1906 г., Большой театр), «Франческа да Римини» (либретто М. И. Чайковского по 5-й песне «Ада» из «Божественной комедии» Данте, ор. 25, 1904 г.; поставлена 1906 г., Большой театр)

 

Произведения для солистов, хора и оркестра: кантата Весна (на текст стихотворения Н. А. Некрасова «Зелёный шум», ор. 20, 1902 г.), поэма «Колокола» (на слова Э. По в переводе К. Д. Бальмонта, ор. 35, 1913 г.)

 

Произведения для оркестра: 3 симфонии (d-moll, ор. 13, 1895 г.; e-moll, op. 27, 1906–1907 гг.; a-moll, op. 44, 1935–1936 гг.), фантазия «Утёс» (по стихотворению M. Ю. Лермонтова, ор. 7, 1893 г.), Каприччио на цыганские темы, ор. 12 (1894 г.), симфоническая поэма «Остров мёртвых» (по картине А. Бёклина, ор. 29, 1909 г.), Симфонические танцы, ор. 45 (1940 г.)

 

Произведения для фортепиано с оркестром: 4 концерта (fis-moll, ор. 1, 1890–1891 гг., c-moll, op. 18, 1901 г.; d-moll, op. 30, 1909 г.; g-moll, op. 40, 1914–1926 гг.), Рапсодия на тему Паганини, ор. 43 (1934 г.)

 

Произведения для фортепиано: 2 сонаты (d-moll, ор. 28, 1906–1907; b-moll, op. 36, 1913 г., 2-я редакция 1931 г.), Вариации на тему Шопена, ор, 22 (1902 г.), Вариации на тему Корелли, ор. 42 (1931 г.), Пьесы-фантазии (1892 г.), 13 прелюдий, op. 32 (1910 г.), 6 Этюдов-картин, op. 33 (1911 г.), Bocточный эскиз (1917 г.), Осколки (Fragments, 1917 г.)

 

Произведения для 2 фортепиано: 2 сюиты (1-я- Фантазия, ор. 5, 1892 г.; 2-я op. 17, 1900–1901 гг.)

 

Произведения для хора с оркестром: Три русские песни, ор. 41 (1926 г.)

 

Произведения для хора с фортепиано: Шесть хоров для женских или детских голосов, ор. 15 (Славься, слова

Н.А. Некрасова; Ночка, слова В. Н. Лодыженского; Сосна, слова Лермонтова; Задремали волны, слова К. P.; Неволя, слова Н.Г. Цыганкова; Ангел, слова Лермонтова; 1894–1896 гг.)

 

Произведения для голоса с фортепиано: 6 романсов, ор. 4 (1891–1893 гг.), 6 романсов на слова А. Н. Плещеева, ор. 8 (1893 г.), Письмо К. С. Станиславскому от С. Рахманинова (1908 г.), Из Евангелия от Иоанна (1915 г.)

Этапы творческого пути:

20 марта (1 апреля) 1873 г.

Родился недалеко от Новгорода

Начало

1880-х гг.

Семья компорзитора переезжает в Петербург

1882 г.

Поступил на младшее отделение Петербургской консерватории

1885 - 1892 гг.

Переведён в Московскую консерваторию

1891 г.

Написан романс «В молчанье ночи тайной» и 1-й концерт для фортепьяно с оркестром

З0 января 1892 г.

Рахманинов дал свой первый самостоятельный концерт

1892 г.

Закончил консерваторию с отличием.

 

Опера "Алеко"

1892 – 1893 гг.

Концертная деятельность

25 октября 1893 г.

Смерть

П.И. Чайковского. Рахманинов пишет "Элегическое трио"

С 1894 г.

Педагогическая деятельность в Мариинском женском училище и Елизаветинском институте

1895 – 1897 гг.

Первая симфония

1897 г.

В Петербурге состоялась премьера Первой симфонии Рахманинова

С 1897 г.

Дирижерская деятельность Рахманинова в театре С.И. Мамонтова

1899 г.

Первая концертная поездка

С.В. Рахманинова за границу, в Англию

1904 - 1906 гг.

Занимает пост капельмейстера Большого театра

1909 г.

Посещение Америки

1912 г.

Рахманинов вступил в должность дирижера симфонических концертов Московского филармонического общества

1913 г.

Год написания одного из лучших произведения Рахманинова  - поэмы для оркестра, хора и солистов «Колокола»

1917 г.

Едет на гастроли в Швецию. Больше в Россию не вернулся

1918 г.

Переезжает в Америку

1926 г.

Возобновляет композиторскую деятельность, пишет Четвертый концерт и «три русские песни» для хора с оркестром

В 1941 г.

С.В. Рахманинов проводит концерт, весь сбор от которого передает русскому генеральному консулу

17 февраля 1943 г.

Последний концерт Рахманинова

28 марта 1943 г. в Калифорнии

Скончался в Калифорнии

 

 Группой портрет Н.С. Зверев с учениками М. Пресманом, С. Рахманиновым и Л. Максимовым

 

 

 

 

Произведения автора, представленные в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:

       Романсы:

 

      Всенощное бдение для смешанного хора:

     

     

    НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
    Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".