| |||||||||
|
| ||||||||
Импрессионизм "Испанской рапсодии" РавеляВ 1908 г. после второго исполнения "Испанской рапсодии" к Равелю пришел успех. Для композитора он был тем более значим потому, что во время премьеры "Малагуэнья" (II части рапсодии) была освистана, а в целом это произведение не произвело впечатления на публику. Рапсодия состоит из 4 частей: "Прелюдия к ночи", "Малагуэнья", "Хабанера" и "Празднество". Для "Хабанеры" Равель использовал тему своей юношеской (1895 г.) фортепьянной пьесы. "Испанская рапсодия" написана под заметным влиянием русской музыкальной "испанистики" (Арагонская хота и, конечно, Испанское каприччио).
Про оркестровый колорит этого произведения иначе, как "сверкающий", и не скажешь. Здесь царит не только буйство звуковых красок, вступающих в необычные сочетания - здесь царит ритм: стальной и прихотливый, мгновенно меняющий направление, динамику, образный строй звуковых потоков. Рапсодия - одна из вершин творчества Равеля. В первой части («К ночи») воссоздана поэтическая картина южной природы, отдыхающей после знойного дня. В следующих частях — танцы: воздушно-легкая «Малагенья» и исполненная томной неги «Хабанера». Финал («Ферия») — сцены народного праздника. Мелькает пестрая череда карнавальных масок, все более бурными, темпераментными становятся пляски. Тонкими нитями музыкальный импрессионизм связан с французским поэтическим символизмом и живописным импрессионизмом. Больше всего живописный импрессионизм повлиял на музыку в области средств выразительности. Значение мелодии, как основного выразительного элемента музыки, ослабляется, в то же время возрастает роль ладогармонического языка и оркестровой палитры, в силу своих возможностей более склонных к передаче картинно-образного и колористического начала. Частое обращение Равеля к старинным народным ладам, а так же к целотонному звукоряду в сочетании с натуральным мажором и минором аналогично колоссальному обогащению цветовой палитры художников-импрессионистов: длительное "балансирование" между двумя отдаленными тональностями без явного предпочтения одной из них напоминает тонкую игру светотеней на полотне: сопоставление тонических трезвучий или их обращений в отдаленных тональностях производит впечатление, аналогичное мелким мазкам "чистых" красок расположенных рядом на холсте и образующих неожиданно новое цветовое сочетание. В течение долгого времени, вплоть до Первой мировой войны, французская музыкальная критика воспринимала Равеля как продолжателя и чуть ли не эпигона Клода Дебюсси - основоположника музыкального импрессионизма - яркая личность которого мешала увидеть индивидуальность и творческую независимость Равеля. Совершенно очевидно, что композитор не только расширил понимание импрессионизма, но и вышел за рамки этого понятия, приблизившись к реалистическому отражению жизненной реальности. В "Испанской рапсодии" впервые в полной мере сказалась близость Равеля к испанскому фольклору. Она проявилась не только в использовании подменной народной мелодии в IV части, но и в органичном претворении типичных особенностей народного музыкального искусства целого ряда областей Испании в сфере мелодики, метроритма, лада и гармонии, в имитировании звучания народных испанских инструментов. |
|||||||||
| |||||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |