Николай Римский-Корсаков происходил из старинного дворянского рода. Родился он 18 марта 1844 г. в Тихвине Новгородской губернии. Некоторые черты натуры Н. А. Римского-Корсакова — высокая принципиальность, неспособность к компромиссам — сложились, вероятно, не без влияния отца, который в свое время был отстранен от должности губернатора личным указом Николая I за гуманное отношение к полякам.
Когда Римскому-Корсакову исполнилось двенадцать лет, он был определен в морской кадетский корпус, о чем мечтал едва ли не с рождения.
Примерно в это же время Римский-Корсаков начал брать уроки по фортепьяно у виолончелиста оркестра Александрийского театра Улиха. А в 1858 г. будущий композитор поменял педагога. Его новым учителем стал известный пианист Федор Андреевич Канилл, под руководством которого Николай стал пробовать сочинять музыку самостоятельно. Незаметно музыка отодвинула мысли о карьере морского офицера на второй план.
Осенью 1861 г. Римский-Корсаков знакомится с М. Балакиревым и становится членом участником «балакиревского кружка».
В 1862 г. Николай Андреевич, с трудом пережив кончину отца, отправился в кругосветное путешествие (посетил ряд стран Европы, Северной и Южной Америки), во время которого сочинил Andante для симфонии на тему русской народной песни про татарский полон, предложенной Балакиревым.
По возвращении на родину он почти целиком отдается сочинительству. Когда композитору исполнилось 27 лет, он был приглашен профессором композиции и оркестрового письма в Санкт-Петербургскую консерваторию. В 29 лет он стал инспектором военных оркестров Морского ведомства, после этого — руководителем Бесплатной музыкальной школы, а еще позже -помощником управляющего Придворной певческой капеллой.
В начале 1870-х г. Римский-Корсаков женится на талантливой пианистке Надежде Пургольд .
Сознавая несовершенство своего музыкально образования, он усердно учится, однако до написания оперы «Майская ночь (1878 г.) творческие неудачи преследуют его одна за другой.
После смерти своих товарищей по «Могучей кучке» — Бородина и Мусоргского — Римский-Корсаков завершает начатые ими, но не законченные произведения.
К столетию со дня рождения А.С. Пушкина (1899 г.) Корсаков написал кантату «Песнь о вещем Олеге» и оперу «Сказка о царе Салтане , о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».
После революции 1905 г. Римского-Корсакова, поддержавшего требования студентов, уволили из консерватории.
Его последнюю оперу «Золотой петушок» зрители услышали уже после смерти композитора.
21-го июня 1908 года Н.А. Римского-Корсакова не стало.
Музыкальное наследие:
Творческое наследие Н.А. Римского Корсакова включает 15 опер, 3 симфонии, ряд оркестровых сочинений, романсы. Ему принадлежат также два сборника русских народных песен, книги и статьи по различным вопросам музыкального искусства.
Оперы: «Псковитянка» (1873 г., Петербург), «Майская ночь» (1880 г.), «Снегурочка» (1882 г.), «Млада» (1892 г.), «Ночь перед Рождеством» (1895 г., все — Петербург), «Садко» (1897 г.), «Моцарт и Сальери» (1898 г.), «Боярыня Вера Шелога» (1898 г.), «Царская невеста» (1899 г.), «Сказка о царе Салтане» (1900 г., все — Москва), «Сервилия» (1902 г., Петербург), «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1904 г., постановка 1907 г., там же), «Золотой петушок» (1907 г., постановка 1909 г., Москва)
Кантаты: Свитезянка (1897 г.), «Песнь о вещем Олеге» (1899 г.)
Произведения для оркестра: 3 симфонии (1865 г., новая редакция 1884 г.; 2-я — Антар, 1868 г., новая редакция 1897 г.; 1873 г., новая редакция 1886 г.), Сербская фантазия (1867 г.), Сказка (1880 г.), Симфониетта на русские темы (1885 г.), Испанское каприччио (1887 г.), сюита Шехеразада (1888 г.)
Произведения для инструментов с оркестром: концерт для фортепиано (1883 г.), Фантазия для скрипки (1886 г.), Серенада для виолончели (1893 г.)
79 романсов для голоса с фортепиано
Обработки народных песен
|