| |||||||||
|
| ||||||||
Эмиграция
«В те годы, дальние, глухие, в сердцах царили сон и мгла: Победоносцев над Россией простер совиные крыла» (из поэмы А. Блока «Возмездие»). Грандиозные и катастрофичные события начала XX-го в. (русско-японская и Первая мировая войны, три русские революции), которые, в конце концов, привели к тому, что Рахманинов решил покинуть родину, оказали заметное влияние на творчество композитора. Его музыка выражала отклик на происходящие вокруг перемены не только самого Рахманинова — она, как зеркало, отражала эмоциональное бурление в обществе (так, Вторая симфония — одно из самых народных по духу произведений Рахманинова, возможно, возникла под влиянием дум, вызванных событиями 1905 г.). В 1913 г. была исполнена его симфоническая поэма «Колокола» по произведению Эдгара По в переводе Константина Бальмонта, про которую композитор говорил: «Это произведение, над которым я работал со страстной увлеченностью, я люблю более всех прочих своих сочинений». «Колокола», написанные накануне Первой мировой войны, отразили атмосферу приближающийся грозы, воссоздали мир национальной старины — «симфонию» русских колокольных звонов. С восторгом встретив февральскую революцию 1917 г., Рахманинов отрицательно воспринял Октябрьскую, и принял решение уехать за границу. Расставание с Родиной - трагический факт биографии Рахманинова - пагубно отразилось на его композиторской деятельности. Восемь лет он не сочинял музыку. Первое новое произведение, написанное Рахманиновым в разлуке с родиной, были Три русские песни для хора и оркестра.
Первую из них он записал с напева Шаляпина — «Ах, ты, Ванька», вторую — «Белилицы, румяницы вы мои» — пела ему известная исполнительница русских песен Н. Плевицкая; третья была знакома с детства — «Через речку, речку быстру». В Америке развернулась многолетняя концертная деятельность музыканта. Очень скоро Рахманинов завоевал имя первого пианиста мира. Каждое его выступление становилось событием. Чаще и больше всего он играл свои произведения. Особенно часто — Второй концерт, а в сольных программах — Прелюдии, Этюды-картины, Музыкальные моменты и музыку других композиторов: Скрябина, Метнера, Бетховена, Шумана, Шопена, Листа, Брамса, Грига. Скоро Рахманинов достиг прочного артистического и материального благополучия, но не обрел утраченного при отъезде из России душевного покоя. Лишь много лет спустя после отъезда из России Рахманинов вновь смог писать музыку. В эмиграции появляется одно из самых значительных сочинений Рахманинова - «Рапсодия на тему Паганини» для фортепьяно с оркестром. Особое место в наследии композитора занимает его Третья симфония, произведение, в котором с трагической силой раскрылась тема тоски по родной земле. Все авторы, писавшие о Рахманинове, сходятся на том, что Третья симфония — произведение автобиографическое, что постоянная мысль о России не давала покоя человеку, всеми корнями, средой, воспитанием, творчеством неразрывно связанному с родиной. Музыкант писал: «Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя. У изгнанника, который лишился музыкальных корней, традиции и родной почвы, не остается желания творить, не остается иных утешений, кроме нерушимого безмолвия нетревожимых воспоминаний». «И все-таки как ни очаровательны были все эти места — ничто не могло заменить Рахманинову его родины. Он страстно, до болезни, любил ее. Сколько раз, бывало, часами вспоминали мы картины нашей родины. Березовые рощи, бесконечные русские леса, пруд на краю деревни, покосившиеся бревенчатые сарайчики и дожди, наш осенний, мелкий, частый дождик... — Люблю наши серенькие деньки,— прищурив глаза и поглядывая на меня сквозь голубой дым папиросы, говорил Сергей Васильевич. Мучительно отзывались на нем военные события в России в эту вторую мировую войну. С мучительной остротой он переживал падение каждого города и ужасно волновался за судьбу драгоценной ему родины. В первый же год войны Сергей Васильевич дал концерт в пользу раненых русских воинов» (из воспоминаний Ф. Шаляпина).
| |||||||||
| |||||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |