| |||||||||
|
| ||||||||
Фортепьянный цикл "Игра воды"
В произведении «Игра воды», написанном в 1901 г., «впервые проявились те пианистические новшества, которые в дальнейшем были признаны характерными для моего стиля». Звучание пьесы - рождает зримые живописные и поэтические образы. Здесь - особенно это заметно по фактуре сочинения Равеля - композитор продолжил путь, намеченный Листом в его пьесах из цикла «Годы странствий» (прежде всего, «Фонтаны виллы д’Эсте»). Вместе с тем Равель, в отличии от великого венгерского романтика сохранил равновесие между эмоциональным и описательным началом (колористические темы Листа часто утрачивают четкость мелодического рисунка, растворяющегося в фигурациях - Равель сберег этот рисунок при ещё более развитом фигурацинном движении). "Игры воды" интересны также обертоновым принципом письма, который рождает ощущения звуковой среды, атмосферы, продолжая традиции фортепьянного романтизма. Вместе с тем в этом произведении уже явственно проступает влияние импрессионистской манеры Дебюсси (преимущественно в гармонии). Звуковыми брызгами «Игр воды» Равель открыл серию пьес живописной виртуозности, в которых раскрыл секрет той переливчатой техники, тех впечатлений, вызванных отражениями и отсветами, которые Лист в свое время ввел в музыку. Эту пьесу композитор считал началом всех своих пианистических новшеств. Эпиграф: «Речной бог, смеющийся над водой, которая его щекочет» - заимствованный у А. де Ренье, призван был указать на то, что картинность пьесы должна быть одушевлена. Пьесу открывает тематическое построение, в нем тему–мелодию замещает подвижное фактурное образование, линии которого, опираясь на сложную гармоническую вертикаль, искусно построены так, что между ними возникают диссонирующие столкновения тонов, дающие множество звуковых бликов. В этом сочинении композитор пришел к новому типу тематизма, который запечатлел движение, текучесть, изменчивость. Пьеса производит впечатление импрессионистской зарисовки, однако в основе формообразования одна из самых строгих форм – сонатная. Правда, Равель указывал, что в ней он «не следует классическому тональному плану». Кроме того, первая и вторая темы «Игры воды» не столько контрастируют, сколько дополняют друг друга, что также не типично для сонатной формы и ведет к ослаблению её собственно разработочного раздела. Как бы компенсируя это, Равель применил метод вариантно – гармонического и ладового преобразования второй темы, проведенного через всю пьесу. Различно трактованная сонатная структура впоследствии будет часто встречаться в произведениях Равеля. На вопрос, как следует исполнять его произведение, композитор отвечал односложно: «Как музыку Листа». |
|||||||||
| |||||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |