Верди

 

Верди Джузеппе  (1813-1901)

     Однажды к дирижеру Миланской консерватории явился девятнадцатилетний юноша и попросил проэкзаменовать его. На вступительном экзамене он играл на рояле свои сочинения. Через несколько дней молодой человек получил суровый ответ: "Оставьте мысль о консерватории. А если уж вы так хотите заниматься музыкой, поищите себе какого-нибудь частного учителя среди городских музыкантов..."

      Таким образом бесталанный молодой человек был поставлен на место, и случилось это в 1832 г. А через несколько десятков лет Миланская консерватория со страстью добивалась чести носить имя некогда отвергнутого ею музыканта. Это имя - Джузеппе Верди.

      Уже став именитым композитором, Верди всегда носил при себе нотную тетрадь, в которую ежедневно записывал свои музыкальные впечатления от прожитого дня. В этих своеобразных дневниках великого композитора можно было найти удивительные вещи: из любых звуков, будь то выкрики мороженщика на жаркой улице или призывы лодочника прокатиться, возгласы строителей и прочего рабочего люда или детский плач, - из всего Верди извлекал музыкальную тему! Будучи сенатором, Верди однажды очень удивил своих друзей по сенату. На четырех листках нотной бумаги он весьма узнаваемо переложил в осложненной длинной фуге... речи темпераментных законодателей! 

     Джузеппе родился 10 октября 1813 г. в селе Ронколе, расположенном близ городка Буссето и в 25 километрах от Пармы. Рос в небогатой семье торговца вином.
     Большую роль в судьбе юного Джузеппе сыграл односельчанин Антонио Барецци. Он был обыкновенным купцом, но купцом, влюбленным в музыку. Барецци рано распознал в мальчике незаурядный талант. Он взял Верди на службу счетоводом по торговым делам, чтобы в свободное время тот мог бы участвовать в репетициях и помогать музыкантам-любителям.
    К тому же времени относятся первые композиторские опыты Верди. Однако сочинительство юного музыканта носило пока еще дилетантский   характер. Пора было подумать о серьезном образовании. Так возникла мысль о поступлении в Миланскую консерваторию - одну из лучших в Италии. Необходимые для этого денежные средства выделила городская община - на поездку в Милан и консерваторскую учебу Верди получил стипендию в размере 600 лир.

      Поздней весной 1832 г.   он приехал в столицу Ломбардии - Милан. Однако Верди постигло горькое разочарование - в консерваторию его не приняли. На вступительном экзамене Джузеппе исполнял свои сочинения. Но через несколько дней он получил категорический отказ. Видимо, наивные опусы деревенского паренька не вдохновили столичных снобов. Правда, спустя тридцать Миланская консерватория со страстью добивалась чести носить имя некогда отвергнутого ею Джузеппе Верди.

     Но это будет потом. Тогда же ему пришлось подыскивать знающего и опытного учителя среди городских музыкантов. Он выбрал композитора Винченцо Лавинья. Тот охотно согласился заниматься с Верди. Первым делом Лавинья   предоставил ему возможность бесплатно посещать спектакли "Ла Скала". Посещал он и другие миланские театры, а также репетиции и концерты Филармонического Общества.
     Однажды Общество решило исполнить ораторию "Сотворение мира"   австрийского композитора Иосифа Гайдна. Но случилось так, что на репетицию не явился ни один из дирижеров. Тогда руководитель Общества сеньор Мазини обратился к находившемуся в зале Верди с просьбой о помощи. О том, что последовало дальше,   рассказывает сам композитор в своей автобиографии.
   "Быстро направился я к фортепиано и начал репетицию. Очень хорошо помню иронические насмешки, с какими меня встретили. Мое юное лицо, мой тощий облик, моя бедная одежда - все это внушало мало уважения. Но как бы там ни было, репетиция продолжалась, и я сам постепенно воодушевлялся. Я уже больше не ограничивался сопровождением, а начал правой рукой дирижировать, играя левой. Когда репетиция кончилась, мне со всех сторон делали комплименты. Первое публичное исполнение имело такой успех, что тотчас пришлось организовать повторение в большом зале дворянского клуба, на котором присутствовало   все высшее общество Милана".
     Так впервые на Верди обратили внимание в музыкальном Милане. Один граф даже заказал ему кантату для своего семейного торжества. Верди выполнил заказ. Однако "его сиятельство" оказался скрягой и не заплатил юноше.

     Но вот настал долгожданный и радостный момент в жизни молодого композитора - он получил заказ на свою первую оперу! Этот заказ организовал Мазини, который не только руководил Филармоническим Обществом, но и был директором так называемого Филодраматического театра. Правда, заказ этот удалось выполнить не скоро.
     Окончились годы учения в Милане. Пришло время возвращаться в Буссето и отрабатывать стипендию. Верди был утвержден дирижером городской коммуны... Много времени он уделял руководству филармоническим оркестром и занятиям с его музыкантами.
     Весной 1836 г. состоялась свадьба Верди с Маргаритой Барецци. Вскоре Верди стал отцом - в марте 1837 г. родилась дочь Вирджиния, а в июле 1838 г. - сын Ичиляо. За 1835-1838 гг. Верди сочинил огромное количество произведений малых форм - маршей, танцев, песен, романсов, хоров.
     Вскоре Верди переехал с семьей в Милан и вплотную занялся постановкой своей первой оперы "Оберто". Неоценимую помощь в этом ему оказал все тот же Мазини. Премьера "Оберто" состоялась 17 ноября 1839 г. и прошла с большим успехом. Этому во многом содействовал блестящий исполнительский состав спектакля.
     Опера имела успех   не только в Милане, но и в Турине, Генуе и Неаполе, где вскоре была поставлена. Меломаны поняли, что присутствуют при рождении   большого композитора.

    

Музыкальное наследие: 

Оперы: "Оберто, граф Сан-Бонифачо" (Oberto, conte di san Bonifacio, 1833-1837 гг.), "Король на час" (Un glorno di regno, позже под названием Мнимый Станислав, Il fintoStanislao, 1840 г.), "Навуходоносор" (Набукко, 1841 г.), "Ломбардцы в первом крестовом походе" (I Lombardi alla prima crociata, 1842 г.; 2-я редакция, под названием Иерусалим, 1847 г.), "Эрнани" (1844 г.), "Двое Фоскари" (I due Foscari, 1844 г.), "Жанна д'Арк" (Giovanna d'Arco, 1845 г.), "Альзира" (1845 г.), "Аттила" (1846 г.), "Макбет" (1847 г.; 2-я редакция, 1865 г.), "Разбойники" (I Masnadieri, 1847 г.), "Корсар" (1848 г.), "Битва при Леньяно" (La battaglia di Legnano, 1849 г.; с переработанным либретто, под названием "Осада Гарлема", Assiedo di Harlem, 1861 г.), "Луиза Миллер" (1849 г.), "Стиффе-лио" (1850 г.; 2-я редакция, под названием "Гарольд", 1857 г.), "Риголетто" (1851 г.), "Трубадур" (Il Trovatore, 1853 г.), "Травиата" (1853 г.), "Сицилийская вечерня" (Les vepres siciliennes, французское либретто Э. Скриба и Ш. Дюверье, 1854 г.; 2-я редакция под названием "Джованна Гусман", Giovanna di Guzman, итальянское либретто Э. Кайми, 1856 г.), "Симон Бокканегра" (либретто Ф. М. Пьяве, 1857 г.; 2-я редакция, либретто переработано А. Бойто, 1881 г.), "Бал-маскарад" (Un ballo in maschera, 1859 г.), "Сила судьбы" (La torza del destino, либретто Пиаве, 1862 г.; 2-я редакция, либретто переработано А. Гисланцони, 1869 г.), "Дон Карлос" (французское либретто Ж. Мери и К. дю Локля, 1867 г.; 2-я редакция, итальянское либретто, переработано А. Гисланцони, 1884 г.), Аида (1870 г.), "Отелло" (1886 г.), "Фальстаф" (1892 г.)

 

Произведения для хора и фортепиано: "Звучи, труба" ("Suona la tromba", cлова Г. Мамели, 1848 г.), "Гимн наций" ("Inno delle nazioni", кантата, cлова А. Бойто, исполнен 1862 г., театр "Ковент-Гарден", Лондон)

 

Духовные произведения: "Реквием" (Messa di Requiem, для 4 солистов, хора и оркестра, исполнен 1874 г.), "Pater Noster" (текст Данте, для 5-голосного хора, исполнен 1880 г., Милан), "Ave Maria" (текст Данте, для сопрано и струнного оркестра, исполнена 1880 г., Милан), Четыре духовные пьесы (Ave Maria, для 4-голосного хора; Stabat Mater, для 4-голосного хора и оркестра; Le laudi alla Vergine Maria, для 4-голосного женского хора; Те Deum, для хора и оркестра; 1889-1897 гг., исполнен 1898 г.)

 

Произведения для голоса с фортепиано: 6 романсов (1838 г.), "Изгнанник" (L'esule, баллада для баса, 1839 г.), "Обольщение" (La seduzione, баллада для баса, 1839 г.), "Альбом-шесть романсов" (1845 г.), "Сторнель" (Il stоrne11о, 1869 г.), и др.

 

Инструментальные ансамбли: струнный квартет (e-moll, исполнен 1873 г., Неаполь), и др.

 

 

Этапы творческого пути:

10 октября 1813 г.

Родился Джузеппе Верди  

1823 г.

 

Учеба в школе города Бусетто

 

1824 г.

 

Дебют в качестве органиста церкви села Ронколе

1832 г.  

Приезд в столицу Ломбардии Милан, попытка поступить в консерваторию и дальнейшая учеба у композитора Винченцо Лавинья. Начало успешной деятельности в качестве композитора и исполнителя

 

1836 г. 

Возвращение в Бусетто и дальнейшая служба в качестве дирижера городской коммуны и руководителя филармонического оркестра. Свадьба   с Маргаритой Барецци

1839  г.  

Возвращение в Милан и премьера первой оперы

Дж. Верди «Оберто»

1842 г.  

Премьера оперы «Набукко» («Навуходоносор»).

1843 г. 

Премьера «Ломбардцев» и получение престижного заказа от венецианского театра «Ла Фениче». Работа над оперой «Эрнани»

1844 г. 

Премьера «Эрнани» в «Ла Фениче». Премьера оперы «Двое Фоскари» в римском театре «Арджентина»

1845 г.

Премьера оперы в Милане. Премьера оперы «Альзира» в Неаполе

1846 г.

Премьера «Атиллы» в Венеции. Работа над "Макбетом"

1851 г.

Премьера «Риголетто» в Венеции

1871 г .

 

Каирская премьера «Аиды». Начало триумфального шествия спектакля по всему миру

1887 г.

Премьера оперы «Отелло»

1893  г.

 

Премьера оперы «Фальстаф»

27 января 1901 г.  

Умер    

 

Произведения автора, представленные в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:

              Оперы:

  

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".