| |||||||||
|
| ||||||||
Придворный капельмейстер
«Вот, сижу я, в моей пустыне, почти без человеческого общества, печальный. ...Последние дни я не знал, капельмейстер я или капельдинер... Печально ведь постоянно быть рабом...» - писал Йозеф Гайдн своим друзьям в 60-х - 70-х гг. XVIII в. Это был период его службы у графа Эстерхази, где он сначала исполнял обязанности второго капельмейстра, а после кончины первого - руководителя капеллы. На работу к венгерскому князю Павлу Антону Эстерхази Гайдн попал в 1761 г. Этому предшествовала непродолжительная служба у графа Йозефа Франца Морцина с даровым питанием, жильем и жалованием. Перейдя на работу ко двору Эстерхази композитор заключил со своим новым хозяином договор, согласно которому должен был писать к определенному дню симфонию, квартет или мессу (а так же множество других произведений). Новых сочинений от капельмейстра ожидали, как правило, к приему гостей. Кроме того, он обязан был разучивать их с капеллой, а затем исполнять перед приезжими. На работу капельмейстру надлежало являться в расшитом золотом камзоле, белых чулках и пудреной парике с косичкой. Ответственность за дисциплину в капелле так же лежала на Гайдне - в специальную штрафную книгу он записывал имена опаздавших на репетицию, отвечал за состояние музыкальных инструментов и сохранность нот. Но, что более всего угнетало композитора - капельмейстер находился в замке своего гоподина на положении лакея. И Павел Эстерхази, и его преемник князь Николай часто и незаслуженно обижали Йозефа, лишний раз подчеркивая его зависимое положение. Капелла, которой руководил Гайдн, находилась в резиденции князя в венгерском городке Эйзенштадте, расположенной недалеко от Вены. Первоначально число музыкантов (4 скрипки, альт, виолончель, контрабас, флейта 2 гобоя, 2 фагота, 2 валторны) было около четырнадцати человек (не считая органиста и нескольких певцов и певиц). Ни Гайдн, ни музыканты капеллы не имели права покидать резиденцию князя, пока тот находился в имении. С этим обстоятельством связана история создания знаменитой "Прощальной симфонии" Гайдна. В 1772 г. музыканты капеллы обратились к композитору с просьбой создать произведение, которое бы на помнило чересчур задержавшемуся в Эстерхазе князю о том, что пора бы возвращаться в Вену. Гайдн написал симфонию, в финале которой оркестранты, заканчивая свои партии, удаляются, а на сцене остаются только две солирующие скрипки (эти партии исполняли Гайдн и дирижер Томазини). В итоге, отыграв симфонию до конца, капельмейстер и дирижер потушили свечи и направились к выходу. Князь, хоть и удивился, но намек понял. На следующее утро он покинул свою резиденцию. В 1761 г. Гайдн написал три симфонии ("Утро", "Полдень", "Вечер"), в которых видны такие черты, как народная основа, тематические и динамические контрасты - характерные черты симфонического творчества композитора. В 1770-х гг. оперные представления, которые давались в Эстерхазе, превратились в постоянные оперные сезоны. Репертуар их состоял в основном из опер итальянских авторов, но время от времени Гайдн сочинял и собственные оперы, из которых можно выделить "Лунный мир", написанную по пьесе К. Гольдони.
| |||||||||
| |||||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |