|
Й. Гайдн |
После смерти князя Николая Эстерхази, его наследник, не питавший особой любви к музыке, распустил капеллу. Однако для повышения собственного престижа он назначил Гайдну пенсию, чтобы у того не было необходимости работать капельмейстром в другой капелле. А композитору только того и надо было!
Во второй половине 90-х гг., прожив
какое-то время в Англии, Гайдн вернулся в Вену, где вскорости написал две свои знаменитые в последствии оратории - "Сотворение мира"(1798 г.) и "Четыре времени года" (1801 г.)
Надо сказать, что еще в Лондоне Гайдну довелось услышать на фестивалях, посвященных памяти Генделя, оратории последнего, которые произвели на Йозефа колоссальное впечатление (в особенности генделевская "Мессия"). Но по пути подражания великому Генделю великий Гайдн не пошел! Гендель в своих произведениях ставил задачу показать библейсткую героику. Гайдна же, известного своим жизнерадостным, народным по духу музыкальным языком, больше заинтересовала перспектива изобразить человеческое счастье и красоту жизни на фоне ярких картин природы.
Скорее всего, тему и текст "Сотворения мира" Гайдн выбрал еще будучи в Лондоне. Существует версия, что там ему показали либретто оратории, основанное на "Потерянном рае" английского поэта Мильтона, где с помощью библейских образов поставлен вопрос о праве человека на свободу. Либретто было написано специально для Генделя, но тот им так и не использованное.
Предположительно, Гайдн взял либретто с собой в Вену, где оно было переведено на немецкий язык. Переводчик - австрийский дипломат и тонкий ценитель музыки барон Готфрид ван Свитен - предоставил Гайдну страховку в размере стоимости постановки на случай возможных убытков.
В 1796 г. Гайдн приступил к работе над ораторией. "Никогда ранее я не был так близок к Господу нашему, чем когда писал Сотворение мира. Каждый день я преклонял колена и молил Его дать мне силы работать" - вспоминал композитор.
Оратория стала первым церковным хоровым произведением Гайдна, в котором он использовал немецкий, а не латинский язык. Сюжет ее чрезвычайно прост. Две первые части "Сотворение мира" повествуют о возникновении мира по воле Бога. Третья и последняя часть - о райской жизни Адама и Евы до грехопадения. Премьера состоялась 29 апреля 1798 г. в узком кругу знати в венском дворце Шварценберг. Оркестром дирижировал автор. За пределами дворца собрались толпы людей, чтобы хоть как-то разделить всеобщее волнение. Успех "Сотворения мира" был неслыханный и огромный. На следущий день представление повторилось.
Широкой публике оратория впервые была представлена 19 марта 1799 г. в венском театре Кернтнертор. В марте 1800 г. состоялась лондонская премьера "Сотворения мира", а в 1802 г. ее давали в Петербурге.
"Что за гигантское создание - эта оратория! Там есть, между прочим, одна ария, изображающая сотворение птиц, - это решительно высшее торжество звукоподражательной музыки, и притом "какая энергия, какая простота, какая простодушная грация!" - это решительно выше всякого сравнения", - восхищался творением Гайдна Серов.
|