| |||||||||
|
| ||||||||
Два вальса
Дом Грибоедовых славился своими музыкальными вечерами. Лучшие московские артисты исполняли здесь серьезную музыку. Это содействовало развитию музыкального вкуса маленького Александра и его сестры. Они уже в детстве сделались хорошими пианистами. Музыка стала одним из любимых занятий Грибоедова. Войдя в кружок молодых русских музыкантов - Алябьева, Верстовского и других, — он овладел впоследствии под руководством петербургского профессора гармонии Иоганна Миллера теорией музыки. Не ограничиваясь одним исполнением чужих пьес, Грибоедов по целым часам увлекал окружавших своими импровизациями. Друг Грибоедова Бегичев вспоминал: «Я сказал уже, что Грибоедов был глубокий музыкант и, сидя в Главном Штабе, он так очаровал своего надсмотрщика, что тот выпускал его всякую ночь подышать северным воздухом, и Грибоедов всякую ночь ходил в дом Жандра ужинать и играть на фортепиано». Сохранились и другие воспоминания о Грибоедове–пианисте. Писатель К. Полевой писал: «Грибоедов страстно любил музыку и с самых юных лет сделался превосходным фортепьянистом. Механическая часть игры на фортепьяно не представляла для него никакой трудности, и впоследствии он изучал музыку вполне, как глубокий теоретик». А вот, что говорил русский драматург П. Каратыгин: «Я любил слушать его великолепную игру на фортепьяно: Сядет он, бывало, к ним и начнет фантазировать: Сколько было тут вкусу, силы, дивной мелодии! Он был отменный пианист и большой знаток музыки: Моцарт, Бетховен, Гайди и Вебер были его любимые композиторы». К сожалению, большинство сочиненных Грибоедовым пьес не было им записано на нотную бумагу. Сохранились лишь два вальса. Условно их можно назвать: Вальс ля-бемоль мажор и Вальс ми минор. Первый из них написан в течение зимы 1823/24 г. Е.П. Соковнина, племянница С.И. Бегичева, лучшего друга Грибоедова рассказывала: «У меня сохранился сочиненный и написанный самим Грибоедовым вальс, который он передал мне в руки». Соковнина переслала его рукопись в редакцию «Исторического вестника» со следующей припиской: «Прилагаю этот вальс в уверенности, что он может и теперь доставить многим удовольствие». Таким образом, свидетельство Соковниной устанавливает, что сочинение одного из вальсов относится к периоду окончательной отделки «Горя от ума». Другой вальс, As-dur, был написан, по-видимому, тогда же. Известно, что современники высоко оценили два вальса Грибоедова. А когда композитор М.М. Иванов написал неудачную оперу по сюжету «Горе от ума», то единственным ее украшением был грибоедовский вальс e-moll, исполнявшийся на балу у Фамусова. |
|||||||||
| |||||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |