"Война глюкистов и пиччиннистов"

 

"Война глюкистов и пиччиннистов"

 

 К. Глюк

     Творчество Глюка представляет пример целенаправленной реформаторской деятельности в области оперы, принципы которой композитор сформулировал в предисловии к партитуре «Альцесты». Музыка, как считал Глюк, призвана сопутствовать поэзии, усиливать выражаемые в ней чувства. Развитие действия осуществляется главным образом в речитативах-accompagnato, вследствие упразднения традиционного речитатива-secco повышается роль оркестра, драматургически активное значение приобретают хоровые и балетные номера в духе античной драмы, увертюра становится прологом к действию.     Объединяющей эти принципы идеей было стремление к «прекрасной простоте», а в композиционном плане — к сквозному драматургическому развитию, преодолевающему номерную структуру оперного спектакля. Оперная реформа Глюка базировалась на музыкально-эстетических принципах Просвещения. В ней отразились новые, классицистские тенденции в развитии музыкального искусства.  

      Идея Глюка о подчинении музыки законам драмы оказала влияние на развитие музыкального театра XIX–XX вв., в т. ч. на творчество Л. Бетховена, Л. Керубини,

Г. Спонтини, Г. Берлиоза, Р. Вагнера, М. П. Мусоргского. Однако уже во времена Глюка существовала убедительная антитеза подобному пониманию музыкальной драмы в операх В. А. Моцарта, который в своей концепции музыкального театра исходил из приоритета музыки.

    Постановки опер  Глюка  привели  театральную  жизнь  Парижа  в  большое волнение.  За  Глюка  выступали  энциклопедисты  и  представители  передовых общественных кругов; против  него    писатели  консервативного  направления например, Лагарп и Мармонтель). Особенно обострились споры, когда  в  Париж в  1776  г.  приехал  итальянский  оперный  композитор  Пикколо  Пиччини, сыгравший положительную роль в развитии итальянской оперы buffa.  В  области оперы seria Пиччини, сохраняя традиционные черты  этого  направления,  стоял на старых позициях. Поэтому враги Глюка решили противопоставить ему  Пиччини и разжечь соперничество между ними. Эта полемика,  длившаяся  на  протяжении ряда лет и затихшая лишь после отъезда Глюка из  Парижа,  получила  название «войны глюкистов и пиччинистов». Борьба партий, сплотившихся вокруг  каждого композитора,  не  отражалась  на  отношениях  между  самими   композиторами.

     Пиччини, переживший Глюка, говорил,  что  он  многим  обязан  последнему.  И действительно, в своей опере «Дидона» Пиччини использовал  оперные  принципы Глюка. Таким образом, разгоревшаяся «война глюкистов и пиччинистов» была  на самом деле выступлением против Глюка реакционеров в  искусстве,  прилагавших все старания к тому,  чтобы  искусственно  раздуть  в  значительной  степени мнимое соперничество между двумя выдающимися композиторами.

    

 




НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".